• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Гуд-бай, "Жигули"!

Страницы истории

Давно уже исчезли с улиц «Запорожцы», перестали быть героями анекдотов (совместно с 600-м «Мерседесом» и малиновыми пиджаками). Стали редкостью, даже в вятской провинции, «Москвичи». А теперь и «классика» уходит в прошлое: официально объявлено, что АВТОВАЗ прекратил выпуск последнего из «жигулевской» линейки – ВАЗ-2104.


А все-таки эти машины - великое свершение эпохи. Вспомните строительство автогиганта в Тольятти и появление легендарной «копейки» - ВАЗ-2101. С этого автомобиля, собственно, и начались семидесятые годы...

САМАЯ ПЕРВАЯ
«Копейка», «копейка»… Первый ВАЗ встретился нам, школярам семидесятых, на обочине почти непроезжего в распутицу перекрестка улиц Карла Либкнехта и Коммунистической, году этак в 1972-м. Серая машинка утилитарных форм, не обремененная элементами роскоши, как 21-я «Волга» или 407-й «Москвич», поначалу даже вызвала некоторое разочарование. Почему-то больше всего запомнились плоские ручки дверей – на всех ранее виданных машинах они были в форме скобок. Официально в нашей области первая «копейка» появилась 1 июля 1971 года. Вишневая малолитражка укатила в Слободской и была жива до недавнего времени. Причем хозяин за 40 лет, по слухам, не менялся.
На сегодняшний день в Кировской области зарегистрировано 12 529 ВАЗ-2101.
Эта машина перевернула представления наших соотечественников об автомобилях. Быстрая, маневренная, комфортная и при этом адаптированная к российским условиям - «копейка» была мечтой и подарком судьбы для многих. В период с 1970 по 1986 гг. с конвейера автозавода сошли более 2 млн. 700 тыс. автомобилей ВАЗ-2101 и более 650 тыс. универсалов на базе первой модели. Через небольшой промежуток времени в Брюсселе состоялась европейская премьера ВАЗ-2101, после которой начались поставки этой модели на экспорт.
В 1973 году, по итогам опроса журнала «За рулем», ВАЗ-2101 был признан лучшим автомобилем столетия в России. «Копейка» стала поистине народным автомобилем. И с этим фактом трудно поспорить даже сегодня. Благодаря тому, что руководство, инженеры, рабочие знали цену каждой гайки, себестоимость машины была всего 1950 рублей. В магазине машина стоила 5500 рублей. Такие деньги теоретически мог скопить среднестатистический советский рабочий за три года…

РУССКАЯ «ТРОЙКА»
ВАЗ-2103 стал первой массовой экспортной машиной страны. В то время «тройку» можно было купить только по большому блату или по очередности, которая определялась заслугами конкретного покупателя перед Отечеством. Например, получить разрешение на покупку такой машины могли ветераны войны и труда. Во времена «развитого социализма» ВАЗ-2103 стоил 7500 руб. То есть машина была на две тысячи дороже базовой модели. Люди продавали «Волги» ГАЗ-21 и брали «тройки». Владельца «люксовой» модели «Жигулей» в то время считали зажиточным человеком. ВАЗ-2103 был самым дорогим и престижным легковым автомобилем малого класса отечественного автопрома. Хозяевам таких машин завидовали страшно.
Для страны советов «тройка» оказалась сказочно хороша. Итальянский дизайн кузова. По сути, это был «Фиат-124» «спесьяль», проданный в СССР так же, как и базовая модель «норма» по условиям договора о строительстве Волжского автозавода.
Множество хромированных деталей, кожаный салон, мощный 75-сильный двигатель - все это превратило «трешку» в автомобиль-мечту. Помните фильм «Невероятные приключения итальянцев в России»? Так вот, там по всему сюжету «проехала» красная «тройка», она перелетала через забор, и били ее нещадно (даже не одну, а несколько таких машин разбили на съемках…). Мы, для которых «люкс» оставался пределом мечтаний, взирали на эти трюки с сожалением. Но если вдуматься, то какая реклама была тогда сделана этому автомобилю! Машина только вышла в серию, а фильм снимали в 1973 году. Нас, разумеется, переполняла гордость за то, какие красивые автомобили делает страна, в которой живем. Сами итальянцы по окончании съемок фильма не скрывали восторгов в адрес русской «тройки».

УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ЧЕТВЕРКА»
Не могу не упомянуть еще об одной модели – ВАЗ-2104, тем более что несколько лет пришлось быть ее владельцем. Это действительно универсал на все случаи жизни – можно и 4-метровые доски на дачу привезти, и спать вдвоем на природе комфортно, и друг семьи, собака, всегда на своем месте за сиденьями. Не зря «четверка» дольше других задержалась на конвейере…
Прошла эпоха романтиков, которые своими руками чинили, перебирали, капиталили собственные «Жигули». На дворе век практицизма. На улицах корейские, японские, китайские авто. А мы просто вспомнили добрым словом те машины, которые вывезли на себе великую страну в те уже далекие, 70-80-е годы…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН

Опубликовано 23.10.2012

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить