• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

История автозвука

Страницы истории

 

Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащаются не просто аудио, а мультимедийными системами, имеющими огромный выбор функций. Однако так было не всегда, и автомобильная музыка прошла длительный и сложный путь эволюции.

Началось все, как известно, с изобретения радио физиком А.С. Поповым в 1895 году. Спустя год итальянский радиотехник Маркони получил патент на аналогичный прибор. В начале двадцатых годов XX века радиоприемники стали выпускаться массово, и многие владельцы редких тогда еще авто уже «тюнинговали» ими свои машины. Первые любители автомобильного радио пытались установить его под сиденье в машине, что было крайне неудобно для водителя, а антенны напоминали стойки для сушки белья над крышей машины, что выглядело очень комично.

Впрочем, и тут известно имя первопроходца: идея "авторадио" появилась в мае 1922 года, а пришла она в голову 18-летнему Джорджу Фросту, председателю радиокружка при одном из образовательных учреждений Чикаго. Приемник был вмонтирован в пассажирскую дверь Ford Model T. Кроме того, для работы приемника нужно было продумать его питание. Многие подключали устройство напрямую к аккумулятору.

В 1928 году американский изобретатель У. Лир модернизировал радиоприемник - в результате стало возможным регулировать громкость звука и радиочастоты с панели приборов. Свое изобретение Лир продал корпорации Galvin Manufacturing Corporation, которая спустя два года представила миру первый автомобильный радиоприемник под названием Motorola 5T71. А вот автомобильный радиоприемник в Европе был изобретен на два года позже немецкой компанией Blaupunkt. В 1932 году эта компания представила первый в Европе автомобильный радиоприемник Blaupunkt AS5. Громоздкий аппарат, предназначенный для приема радиопередач на средних и длинных волнах, занимал почти десятилитровый объем. Специальных автомобильных антенн в мире еще не существовало, поэтому их заменяли обычным антенным кабелем, который закрепляли под крышей или порогами машины. Из-за своих габаритов этот "прадедушка" автомагнитол не мог располагаться в передней панели.

Вместе с установкой приемников в автомобили появились и претензии к автомобильному радио. Считалось, что радио в автомобиле отвлекает водителя и приводит к авариям, настройка приемника отвлекает водителя от наблюдения за дорогой, а музыка может усыпить водителя за рулем. Чтобы не лишаться возможности в любой момент подбирать по вкусу музыкальный репертуар и в то же время не отвлекаться от дороги, было введено техническое новшество: появились приемники с настройками, выбор которых происходил... нажатием на педаль. Нововведение оказалось не самым удачным, и на рулевую колонку было добавлено дистанционное управление настройкой и громкостью, которое осуществлялось гибкими валами с пульта управления на рулевой колонке.

Включение и выключение радио происходило при помощи ключа, который одновременно служил для защиты от несанкционированной эксплуатации чужой собственности.

…Вскоре перед немецкими конструкторами была поставлена сложная задача - создать бюджетный автомобильный радиоприемник небольших габаритов, рассчитанный на прием лишь местных радиостанций, так как в Германии с 1933 года действовал закон, по которому запрещалось прослушивать зарубежные радиостанции, а нарушителям предъявлялось обвинение в измене родине. Условия заказа компания выполнила превосходно… Впрочем, автомобильное радио во время Второй мировой войны еще считалось роскошью даже в Европе. Наличие радиоприемника в "Мерседесе-230", недорогом автомобиле для офицеров среднего звена (по которому Штирлиц слушал в машине знаменитый хит Эдит Пиаф) - скорее художественное преувеличение авторов фильма про "17 мгновений"…

Следующую революцию в области автомобильного звука опять же устроила компания Blaupunkt, которая предложила производить и устанавливать в автомобили радиоприемники УКВ-диапазона. Теперь автолюбители могли переключаться на различные волны при помощи нажатия одной кнопки. Впоследствии подобная модель радиоприемника на несколько лет стала самой популярной в мире.

А первым отечественным радиофицированным автомобилем был довоенный правительственный ЗИС-101 (1936-1941 гг. выпуска). На нем стоял приемник АИ-656, собранный на Московском радиозаводе имени Г.К. Орджоникидзе № 203 (бывший завод "Мосэлектрик"). Он ловил станции, работающие в двух диапазонах — на длинных и средних волнах. В 1941 году радиозавод

№ 203 был эвакуирован в Удмуртию, в город Сарапул. Все радиоприемники, в том числе и автомобильные, подлежали мобилизации. (Впрочем, как и сами машины тоже.) Поэтому найти такой приемник практически невозможно, поскольку АИ-656 ставили в основном на правительственные машины.

Позже для «простых» советских людей появилась модификация А-8М для установки в автомобиль М-402 "Москвич". А когда в  1970 году вышла в свет знаменитая "копейка" ВАЗ-2101, на нее в качестве штатного радиооборудования ставили двухдиапазонные приемники венгерского радиозавода BRG, Videoton RD-3602. Позднее их заменили на приемники советского производства А-370.

ПО ПУТИ ПРОГРЕССА: ОТ ВИНИЛА ДО КАССЕТ

Но, сами понимаете, возможность слушать именно ту музыку, которая по душе лично вам, бесценна. Тем более что в те времена радиовещание сильно отличалось от современного, и привычных нам музыкальных станций, крутивших один за другим горячие хиты, еще не существовало. Поэтому вполне логично, что в 1956 году на свет появилось "дитя прогресса" - автомобильный виниловый проигрыватель. Создали его совместно компании Motorola и CBS, оснастив новинками новейшие модели Chrysler. Купить такой проигрыватель, получивший имя Highway Hi-Fi, отдельно было невозможно, а значит, его счастливыми владельцами были исключительно гордые обладатели "Крайслеров". Highway Hi-Fi был оборудован сапфировым звукоснимателем, а оригинальная подвеска тонарма позволяла свести вибрации к минимуму (правда, вряд ли она спасала от кочек и ям). В корпусе проигрывателя было предусмотрено отделение для хранения шести пластинок. Первоначально для Highway Hi-Fi выпускались специальные пластинки с необычной скоростью вращения - 16 1/2 оборотов в минуту. Штамповала их фирма Columbia, и первые шесть дисков входили в комплект поставки. А вот как пополнять коллекцию дальше, оставалось загадкой. Пластинки для автомобиля не продавались в музыкальных магазинах…

Вскоре автомобильные  винил-проигрыватели смела очередная техническая революция: в конце 60-х американец Эрл Мюнц изобрел первый автомобильный магнитофон. До этого в салонах приспосабливали громоздкие "бобинники", но с изобретением кассеты автомобильное аудио стало уже почти современным. Хотя на самых первых магнитофонных кассетах можно было прослушать не более 2-3 песен, однако слушать их можно было бесконечно, так как пленка двигалась по замкнутому кругу.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 20.11.2014

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить