Тульско-немецкий с коляской

Страницы истории

 

Захотелось продолжить повествование о советских "скутерах". Точнее, о нашем конкуренте во времена СССР - тульском мотороллере. Начнем с первого – Т-200. А ведь это была великолепная машина!

"Тула Т-200" - первая модель мотороллера, которые производились на Тульском машиностроительном заводе. Пухлое крыло, напоминающее клюв огромного попугая, накрывающее переднее колесо, да "запаска", установленная на массивном задке, будто это форменный джип... Такая "Тула" уже не первое десятилетие - серьезный раритет, и обнаружить подобный  - большая удача для любого любителя ретротехники…

Но вернемся в середину 50-х годов: правительство наконец-то обозначило в СССР необходимость в частных средствах передвижения.

На самом деле все было хитрее: по окончании Корейской войны руководство страны решило перевести значительную часть оборонных предприятий на гражданское производство. В результате конверсии два машиностроительных завода - наш Вятскополянский  и Тульский - обязаны были освоить выпуск новой продукции. А именно мотороллеров.  Каждый вятский первоклассник (ну почти каждый) знает, что завод "Молот" взял за основу своего мотороллера изящную итальянскую Vespa… А вот тульские специалисты-оружейники почему-то приняли за основу грузный и неповоротливый Goggo-roller (по имени сына руководителя предприятия - Гогго) производства ФРГ.

На истории немецкого предприятия задержимся совсем ненадолго. Компания многие годы существовала как производитель сельхозтехники, но в самом начале 50-х переключилась на строительство мотороллеров, стремительно становящихся популярными в странах Европы. За пять с небольшим лет было выпущено 46 181 "скутер" забавного вида, а затем фирма сделала попытку войти в клуб производителей автомобилей со своим малюсеньким (меньше нашей  «Оки»!) Goggomobile, чем и запомнилась. Ныне немецкие мотороллеры - это интереснейшие экземпляры для коллекционеров и просто любителей ретро.

И вот, спустя год после того, как эта немецкая фирма закрыла производство мотороллеров, копию Goggo-roller начали осваивать на Тульском машиностроительном. Естественно, о лицензии в те годы и речи не шло, "железный занавес" был непреодолимым препятствием для любых претензий в отношении авторских прав. Впрочем, немцы на прямое и нахальное копирование своей техники особого внимания почему-то не обратили. Может быть, потому, что в народные массы были запущены домыслы о том, будто мотороллер "Тула" был оригинальной советской разработкой,  или (по крайней мере) в прототип были внесены серьезные коррективы.

Но почему же именно "Гогго"?  Были же, к примеру, великолепные итальянские "Ламбретты" (конкуренты «Веспы»). Говорят, тульские специалисты в выборе варианта для копирования опирались на рекомендации представителей Центрально-экспериментального конструкторского бюро мотоциклостроения из г. Серпухова Московской области. Они и решили (не без понтов): мотороллером "Тула" должен был стать Goggo-roller TA55, люксовая модель с двухсоткубовым мотором марки JLO. Может быть, роль в этом сыграли определенные удобства, благодаря которым будущую "Тулу Т-200" тоже (!) нарекли «мотороллером класса люкс». Хотя единственная тому причина - двигатель там заводился с ключа стартером, объединенным с генератором, а не ножным "киком".

В подвесках мотороллера были применены однотрубные амортизаторы. Крупные десятидюймовые колеса и относительно высокая проходимость казались в самый раз для советских дорог. Кстати, еще одно новшество в советском мотоциклостроении появилось вместе с "Тулой": 12-вольтовое электрооборудование.

…Тульский мотороллер, как мы отметили, должен был стать некоторой альтернативой нашей "Вятке". Однако "Вятка2" (Vespa) явно не относилась к самым тяжелым мотороллерам. А Goggo, напротив, был и более тяжелым и, конечно же, более мощным.

Так или иначе, производство пошло. Первые мотороллеры ТМЗ "Тула Т-200" появились в 1957 году. Опытную партию из пяти штук изготовили в январе, а конвейер заработал уже в апреле. 27 числа того же года с конвейера официально сошел первый мотороллер ярко-синего цвета. В течение последующих месяцев 57-го года вместо плановых 30 000 мотороллеров было выпущено всего 992! (Правда, в дополнение к этому скромному количеству освоили еще  сотню трехколесных мотороллеров "ТГ-200", что означало "Тула" грузовой».) Он, кстати, со временем почти вытеснил в производстве основную чисто пассажирскую модель, став прототипом известного "Муравья".

"Т-200" десятилетиями успешно эксплуатировался в Советском Союзе и даже считался "мотороллером высокой проходимости". (Он действительно прошел испытания бездорожьем. Дважды проводились официальные пробеги через весь Советский Союз, продемонстрировавшие надежность техники.)

Владели им, променяв на наши "Вятки", и кировчане. Вот, к примеру, объектив фотографа запечатлел такую "Тулу" на нашей Театралке в 60-е годы прошлого века.

Кстати, некоторые тульские мотороллеры комплектовались боковыми прицепами – колясками. В детстве довелось несколько раз встретить.

Имеются отлично восстановленные экземпляры и у наших коллекционеров ретротехники. Один из них (от клуба "Кукловоды") каждый год участвует в параде 9 мая.

Сколько их еще ржавеет по гаражам и сараям – неизвестно, но каждый из них просто обязан быть восстановленным и получить вторую жизнь в наше время.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРОЛЛЕРА "ТУЛА Т-200"

Число мест        2

Габаритные размеры  1930х710х1010 мм

Колесная база 1380 мм

Двигатель         бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный

Рабочий объем              199 см3

Мощность         7,5 л.с.

Масса   160 кг

Максимальная скорость           80 км/ч

Расход топлива              3,5 л/100 км

 

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН 


Опубликовано 10.09.2014

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить