Давно растаяли под весенним теплым ветерком последние сугробы… Впрочем, растаять, точнее исчезнуть в нашем городе они должны были намного раньше – ведь давно уже стала навязчивой тема о плохой уборке города каждую зиму. Пожалуй, даже в советские времена дела с ликвидацией снега в городе обстояли намного лучше.
Вот скажите, кто видел за прошедшую зиму на улицах Кирова знаменитые «рукастые» снегоуборочные машины? Может быть, они работали законспирировано, по ночам, но почему-то не только прошлую зиму, но и предыдущие годы на глаза не попадались. А за всю зиму, точнее минувшую весну, довелось пару раз встретить идущую уступом колонну машин с отвалами. Но это не уборка, а только сметание снега с проезжей части и посыпка мостовой песком.
Кстати, еще в 90-е по Октябрьскому проспекту по ночам ходили роторные уборщики, которые мощной струей отбрасывали снег на газоны. Пропали и они…
Но не будем вдаваться в проблемы сегодняшнего дня – наша задача все же история. Попытаемся кратко ознакомить вас с историей возникновения и развития самоходных машин для борьбы с капризами природы в зимнее время. Ведь, если разобраться, история снегоуборочной техники, конечно, не только в нашем городе, но и в нашей стране насчитывает не одно и не два десятилетия! Однако за все время исследованием этой темы практически никто не занимался, и любители автоистории попросту игнорировали тему снегоуборочной техники. А ведь для нашей северной страны она очень актуальна.
ДО «МЕХАНИЗАЦИИ»
Скажем так: до тридцатых годов городской «снегоуборщик» на конной тележке представлял собой обычные сани с плетеной длинной корзиной. Снег нагружался с верхом и утрамбовывался лопатами. Тележку отвозили в сторону и корзину разгружали опрокидыванием. Вывоз снега требовал значительных затрат, поэтому иногда выгоднее было собранный снег растопить, и воду спускать в водостоки.
Дороги чистили от снега специальным «плугом» - простым треугольником, который тянули одна или несколько лошадей. Лучшим из конных плугов для уборки снега считался плуг конструкции инженера Аничкова. Он представлял собой сколоченный из досок угол, скрепленный деревянной рамой и железными угольниками. Существовало также множество других конструкций конных плугов, которые хотя и были построены на аналогичном принципе, отмечались теми или иными положительными характеристиками. Так, например, плуг конструкции техника Савельева отмечался большей компактностью, что позволяло легче его транспортировать с одного места применения на другое.
ПРОГРЕСС НАЧАЛСЯ С ЖД
Первые механические снегоочистители появились в 80-х годах XIX века на железной дороге. Они представляли собой примитивные приспособления к паровозу, устанавливаемые впереди на буферном брусе, или в виде двугранного плуга для расчистки однопутных линий, или в виде плуга, расположенного под углом 135° к оси пути, для расчистки двупутных участков. Правда, еще в 1870 г. русский инженер Беренс создал модель первого роторного снегоочистителя, но его производство так и не было налажено.
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. были представлены некоторые модели снегоочистителей, в частности снегоочиститель модели инженера С. Генделя, разработанный еще в 1879 г. Это было устройство, основанное на несколько ином принципе, чем обычный плуг. Конструкция дала начало снегоочистителям так называемого таранного типа. Впоследствии появились снегоочистители плужного типа, а затем и роторные снегоочистители, но и этих механизмов было недостаточно. Однако принципы этих снегоочистителей надолго определили развитие средств механизированной очистки от снега, хотя существовало множество их конструктивных модификаций.
УЛИЧНЫЕ УБОРЩИКИ
Конечно, в 20-30-е годы были в городах СССР и механические снегоуборщики, роторного, отвального и других типов, иногда собранные полукустарно, с бензиновыми и даже паровыми двигателями. Но на «широкую ногу» их производство было поставлено немного позднее. В 1950-60-х гг. автомобильной и тракторной промышленностями СССР массово и активно осваивались принципиально новые поколения грузовых автомобилей и тракторов. Применение этих скоростных и тяговитых машин сулило значительные преимущества, и конструкторы строительных, дорожных, коммунальных и других специальных механизмов сразу же приступили к разработке различного навесного оборудования и рабочих органов к новому поколению автомобильной техники. Были спроектированы и новые конструкции машин для легких и тяжелых снегоуборочных работ. Новые машины должны были в скором времени вытеснить громоздкие, устаревшие морально и физически модели предыдущих поколений.
Самой известной и массовой машиной для патрульной снегоочистки в 70-е годы, в том числе и в Кирове, стала ПМ-130 в виде поливомоечной машины на шасси ЗИЛ-130 с цистерной емкостью 6000 л, оснащенная к зиме специальным отвалом, навешенным фронтально. Точно так же, как и на предыдущих моделях снегоочистителей, под рамой ПМ-130, промеж колесной базы автомобиля, монтировалась цилиндрическая щетка для смета снега зимой или мусора и опавшей листвы в другое время года. Привод этой щетки цепной, через коробку отбора мощности, кардан и конический редуктор. Перевод щетки из транспортного положения в рабочее и обратно водитель машины осуществлял, используя гидросистему. При помощи этой же единой гидросистемы производилось воздействие и на отвал снежного плуга.
Конечно, на улицах работала масса «рукастых» уборщиков, но их содержание было более затратным, так как большую часть времени машины простаивали без дела. Кстати, мощность и габариты их постоянно увеличивались. Загородные дороги убирали роторные уборщики, навешенные на мощные грузовики.
…И, наконец, день сегодняшний: мини-уборщики для личного пользования, а также разнообразные снегоуборочные роторы на мотоблоки продаются в каждом магазине бытовой техники. Так что территорию личного коттеджа убрать не проблема. Вот только дворников такими машинами не снабжают. А о спецавтохозяйстве в контексте сегодняшнего дня мы договорились не упоминать. Да в самом деле: убирай - не убирай, последние сугробы к Первомаю все равно растают…
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 29.05.2013