• История автозвука

    |
      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Первый обтекаемый

Страницы истории

 

…Листая технические журналы 1930-х гг., удивляешься, каким модным конструкторским веянием была погоня за обтекаемостью.

Сначала обтекаемые автобусы появились в США. На просторах этой страны еще в 20-х гг. начали интенсивно строить очень хорошие шоссе. И в 30-х гг. дальнее путешествие в спальном автобусе стало обычным делом, ведь конкуренция с железнодорожными компаниями только набирала силу. В этих условиях стало своеобразной нормой, когда стрелка спидометра любого "пассажировоза" подкрадывалась к отметке 100 миль. Понятно, что такие транспортные средства все время совершенствовали, уделяя особое внимание снижению потерь мощности на преодоление сопротивления воздуха. Среди соперничавших между собой автомобильных компаний Америки какое-то время первенство держала "Дженерал моторе", выпускавшая в 30-х гг. довольно-таки обтекаемые автобусы.

 ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ

Раньше других удачную попытку создать обтекаемый автобус предпринял Авторемонтный завод транспортного управления Ленинграда (АТУЛ). 

Вскоре откликнулся и ЗИС. Там спроектировали и построили опытный образец ЗИС-6 Люкс на удлиненном трехосном шасси от грузовика. Но аэродинамическим «первенцем» СССР стал все-таки другой автобус. Новинку обозначили ЗИС-16. В архитектуре и эстетике внешнего вида новой машины использовали некоторые элементы дизайна, более свойственные легковым автомобилям того времени. И что же получилось?

Кузов ЗИС-16 очень отличался от предыдущих. Сужавшиеся передняя часть и капот автобуса создавали эффекты обтекаемости и быстроходности. Форма передка в сочетании с элегантно выполненными линиями решетки радиатора и вентиляционных щелей капота создавали своеобразное впечатление. Казалось, что перед вами не громадина - этакий "омнибус", а хотя и крупная, но все же легковая машина, чем-то напоминавшая правительственный автомобиль ЗИС-101. А более пристальное разглядывание ЗИС-16 лишь укрепляло это впечатление - ведь бампер, фары и накапотную эмблему позаимствовали именно у "сто первого", выпускавшегося в то время серийно.

Первые десять "шестнадцатых" сделали к 1 мая 1938 г. Обкатка по улицам города и на пригородных шоссе произвела хорошее впение на испытателей и пассажиров. Новый автобус отличала мягкость хода. На выбоинах дороги и небольших ухабах его не трясло и не раскачивало. А все это благодаря гидравлическим рычажным амортизаторам двухстороннего действия. Громоздкая на вид машина эффектно замедляла ход - за счет вакуумного усилителя в приводе тормозов. Она стала первым отечественным автобусом, на котором, улучшая комфорт пассажиров, применили обогрев салона. Кстати, позаботились и о водителе. Чтобы он мог следить за работой основных агрегатов, на щитке разместили приборы - подобно тому, как было на ЗИС-101.

ЗИС-16 прежде всего начали поступать в столичное автобусное хозяйство. Они быстро вытеснили импортные "Лейланды", приобретенные еще в 20-х, и в 1940 г. работали на всех 64 московских автобусных маршрутах общей протяженностью 985 км, по которым курсировало 1230 машин.

Конечно, ЗИС был не в состоянии самостоятельно обеспечить "шестнадцатыми" заявки всех городов и районов. Поэтому к созданию ЗИС-16 подключились - и это уже стало традицией - другие предприятия. Достоинства ЗИС-16 стали причиной изготовления на его основе другой продукции, столь же необходимой в городском хозяйстве. Это были "скорая помощь", фургоны для доставки хлеба, подвижные радиоустановки с громкоговорящими рупорами на крыше. Всего до середины 1941 г. только на автозаводе имени Сталина изготовили 3250 автобусов марки ЗИС-16, ас учетом "самоделок" эта цифра приблизилась к 4000. Когда же грянула Великая Отечественная война, то большую часть этих замечательных машин реквизировали для нужд Красной Армии. Естественно, в послевоенные годы лишь незначительная часть ЗИС-16 вернулась в автобусную сеть страны…  Значительная часть автобусов после войны была реконструирована на "Аремкуз" и других предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие радикальные меры позволили ЗИС-16 доработать на пригородных маршрутах столицы до 50-х, а в ряде городов и того дольше.

Прошли годы, и сегодня можно с уверенностью сказать, что ЗИС-16 был самым массовым довоенным автобусом. Ныне лишь в музее истории автозавода имени И.А. Лихачева можно увидеть прекрасно выполненный масштабный макет этого удивительного автобуса. В России сегодня удалось разыскать четыре таких машины. Все они пока реставрируются. Две - в Национальном автомобильном музее (Санкт-Петербург) и по одной - на ЗИЛе и в столичном музее наружного городского транспорта.

В Кирове на городских маршрутах также работали "обтекаемые" автобусы. Подтверждение тому – фотоархивы. На редком снимке (30-50-х лет?) мы видим ЗИС-16 у здания Пединститута. На втором снимке – ЗИС-16 на пригородном маршруте, 30-е годы.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликованно 18.08.2014

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить