• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Старый филейский аэродром

Страницы истории

Этот аэродром начал работать практически в военные годы, когда на окраине Кирова начал обустраиваться эвакуированный завод № 32 (сегодняшний «Авитек»). А в 30-е годы редкие полеты местной авиации осуществлялись с Порошинского поля (спортивный аэроклуб на том аэродроме в 2010 году отметил свое 75-летие).


С грунтового поля филейского аэродрома регулярно летали маленькие фанерные самолетики У-2. Кроме пилота, они могли взять на борт всего одного пассажира. Возили почту, врачей, командировочных. И даже у газеты «Кировская правда» был там свой собственный самолет.
Пассажирские перевозки начались после войны на самолетах Ли-2 (нашей копии американского «Дугласа»). Вот так описываются авиаперевозки в справочнике города Кирова 1957 года: «Город… связан регулярным сообщением с отдаленными райцентрами: Советском, Яранском, Санчурском и др. При слабо развитой сети железных дорог в области особое значение приобретает местный воздушный транспорт. Десятки (!) комфортабельных пассажирских самолетов обслуживают ежедневно также ряд воздушных линий союзного значения: Москва-Горький-Киров-Сыктывкар, Ленинград-Киров-Челябинск, Москва-Киров-Воркута и др.
Для обслуживания пассажиров имеются гостиница, буфет, детская комната, библиотека, почта…»

…Я помню синие дощатые строения служб старого аэродрома в конце 60-х. Однажды в День пионеров (19 мая) пронесся слух, что сегодня школьников будут бесплатно катать на самолете. В этот день для пионеров был еще бесплатный проезд на троллейбусе, и мы с друзьями поехали до конечной остановки на Филейке. Потом обогнули завод ХХ партсъезда справа и по грунтовой дороге быстро дошли до аэродрома. Однако таких умников, как мы, там оказалось полгорода. Видимо, в самом начале отобрали с десяток человек и прокатили на кукурузнике Ан-2. Но мы долго лазили по остовам самолетов, которых там было целое кладбище...
А вот так описывает строения (и прочие приятности) Филейского аэродрома в 50-60-е годы писатель Евгений Мильчаков: «Деревянные здания. В двухэтажном – командирский пункт, кассы. В отдельном домике – ресторан. Выбор напитков исключительный. Югославский коньяк…, кубинский ром, польская водка, болгарские вина. Пиво разных сортов. (Организации, подчиненные транспортным министерствам, в СССР снабжались несоизмеримо лучше.) После окончания трудового дня в ресторанчике любили собираться инженеры и мастеровые с номерного предприятия (чисто, вкусно, недорого и пешком недалеко).
В аэропорту квартировали самолеты Ан-2 (пассажирские, санитарные, лесоохраны). Ли-2 заводов им. Лепсе и Филейки пользовались бетонной полосой, построенной во время войны как запасной аэродром для армейской авиации».
Такая обстановка сохранялась здесь до семидесятых, до открытия Победиловского аэропорта.
Интересны некоторые слухи о филейском аэродроме. Например, поговаривают, что прямо здесь произошло несколько авиакатастроф, в том числе разбился пассажирский самолет.
На Филейском кладбище неподалеку действительно есть могилы экипажа самолета Ли-2, на памятнике даже этот самолет отображен, фамилия командира - Борисов, но больше никаких сведений об этом и других авиапроисшествиях нет.

…Последний самолет приземлился здесь 11 апреля 1981 года. На глазах ошеломленных горожан транспортный Ан-8 совершил вираж над заброшенным филейским аэродромом и зашел на посадку. Мощная машина приземлилась на поле и... своим ходом направилась в город. Это был, как вы догадались, будущий памятник.
Экипаж под командованием Алексея Бехтерева, опытнейшего летчика, совершил небывалую в истории вятской авиации посадку тяжелого самолета на грунтовку. По городу немедленно поползли слухи: мол, летчики летели наугад, рискуя жизнями ради «длинного рубля». «Эксперты» утверждали, что самолет лишь чудом не разбился при приземлении, а каждый из пилотов получил по 10 тысяч рублей - небывалая по тем временам сумма, которой хватило бы на покупку пары автомобилей. На самом же деле летчики работали за обычную зарплату и за показанное невероятное мастерство не получили никакой дополнительной оплаты.
В последующие месяцы работники завода им. ХХ партсъезда переоборудовали видавший виды «транспортник» в детский кинотеатр «Орленок», рассчитанный на 50 мест. «Воздушный кинозал» начал свою работу 30 лет назад, 26 июля 1981 года. Кстати, при оборудовании кинозала кабина пилотов была полностью сохранена, и перед сеансом малыши могли посидеть в пилотских креслах. Нынче самолет находится в бедственном состоянии, ходят разговоры о его сносе.
Сегодня часть бывшего летного поля застроена коттеджами, часть заросла кустарником. На сохранившемся отрезке бетонной взлетной полосы проводились различные авто-, мотосостязания, а потом и ее застроили коттеджами...

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН

Опубликовано 29.01.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить