• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"В 1977-м гаишники знали нас в лицо"

Интервью

У нас в гостях интересный человек. Заслуженный ветеран, точнее, ветеранша автодвижения. Галина Александровна Ощепкова получила водительское удостоверение еще в 1977 году, когда всех женщин с «правами» в нашем городе можно было пересчитать буквально по пальцам. Так что водительский стаж - 32 года - вызывает искреннее уважение…


— Галина Александровна, как Вы решились на такой шаг – стать автолюбителем?
— Было очень большое желание водить машину. У меня папа был 1924 года рождения, работал водителем-пожарным, и его постоянно заставляли пересдавать на «права». Он садился за руль, я рядом и задавала вопросы, как и чего в машине устроено, по правилам дорожного движения. Так что к началу учебы я ПДД уже немного знала. И вот, когда мне исполнилось 27 лет, решила приобрести свою машину. Чтобы накопить на нее, работала на двух работах: днем - главным бухгалтером, вечером - техслужащей, основная зарплата была 320 рублей. Машину я покупала за семь с половиной тысяч. Часть денег мне дала мама, и еще я брала ссуду у себя на работе.
Машину купить было очень сложно... У нас работал один шофер, и у него соседями были врачи, которые завербовались и уехали работать в Индию. А им давали специальные купоны на покупку разного дефицита, в том числе и автомобилей. Они купили новую «Волгу» ГАЗ-24 (тогда это был предел мечтаний), а у них  в гараже стояли «Жигули» «шестерка». Конечно, машина великолепная по тем временам. Мне повезло – «шестерка» была неизъезженная, в хорошем состоянии, из первых рук. Это много что значит, когда машину первый хозяин берег и любил. Машину любить надо, ты будешь ее любить, и она тебе ответит взаимностью.
— Тогда у нас единственная автошкола в городе была – при ДОСААФ. Легко ли было туда попасть? Вы были единственной дамой в группе?
— В автошколу ДОСААФ действительно были очереди очень большие. Но все учились в основном вечером. А я к начальнику сходила, мол, отпусти меня учиться днем. Дневное обучение было свободным, там преимущественно учились инвалиды, даже участники Великой отечественной войны, которым стали давать инвалидские «Запорожцы» с ручным управлением. И в нашей группе были еще две женщины–инвалида, они были моложе меня, года по 23-24.
— Серьезно учили: матчасть, ПДД, вождение?
— Спрашивали строго. Сдавали мы экзамены представителю ГАИ, в подвале, на «автоматах». Компьютеров тогда, естественно, не было никаких. Помню, народу в этом подвале всегда полно было. Как-то один мужчина выходит, руки вверх, и кричит: сдал! Мы: ну и что, вроде? А он: так ведь на седьмой раз сдал!
Вождение сдавали на полигоне перед ГАИ на ул. Энгельса.  Отношение тогда доброжелательное было к нам. Но ведь и я не сдала экзамен с первого раза! Не получилось у меня. Теорию сдала сразу же, «фигурку» тоже, а вот вождение по городу не сдала. Представитель ГАИ высадил меня и сказал: «Женщина, ты ездишь неуверенно!» Здассьте! У нас было всего 36 часов езды. При этом стоянки, обеды у инструктора, и навыка вождения как такового, естественно, не было. Ездила аккуратно, хорошо. Но гаишник прав был, на 100%. Передо мной мальчика одного «завалили» - он проехал на желтый свет. Когда все-таки сдала экзамены, пришла к начальнику, рассказала. Говорю: «Давайте вас прокачу». Он: «Ни за что! Поеду с тобой, когда со всеми столбами договоры заключишь»…
— Наверное, тогда машину на улице просто так не оставить было. Снимали все: от колес до стекол?
— Я жила на Герцена, 44, и у нас можно было заезжать во двор. Хоть и под окном ее оставляла, «дворники» снимали не раз, потому что дефицит запчастей был громаднейший. Так что и ремонт был проблемой. Поэтому я на «шестерке» не гоняла, любила свою машину, очень даже. Относилась к ней аккуратно. Зимой вообще не ездила – потому что мне ее в какой-то степени было жалко. Да и такие деньги были за машину отданы!
Возила только родственников, по работе ездила. Старалась машину не напрягать… Перед Суной есть «ленивая» гора, а я как-то ехала полностью груженая: пятеро взрослых и двое детей на коленях, чемоданы в багажнике. Машина уже заскребла юбочкой по асфальту. И я всех высадила: говорю, увезу только ребят и вещи.
Ездила я на своей «шестерке» лет 12.
— Как относились тогда, в 1977-м,  к женщине за рулем?
— Очень хорошо. Нас было действительно немного. Сейчас много водителей самоуверенных, а тогда было взаимное уважение. И у водителей к ГАИ тоже. Гаишники знали нас, женщин-водителей, в лицо. Меня только один раз гаишник остановил. Я как-то заезжала во двор у «Роспечати», а оттуда выезжала машина. Он мне не уступил дорогу и прорвал крыло. Я крыло заменила, но оно было черным, некрашеным. И меня гаишник остановил: «Слушай, мне надоело глядеть на твою ободранную машину. Немедленно иди ремонтируй. Чтобы я в следующий раз встретил, она была в порядке». Все! Я ему слово дала, поехала договариваться насчет ремонта. Мне брат в ремонте помогал. За всю жизнь я сама только один раз меняла колесо, поставила запаску. Ну и смотрела, что у меня в аккумуляторе, есть вода или нет.
И когда стук какой-то в двигателе незнакомый слышала, это было как ножом по сердцу! Брат забирал машину и ставил ее на ремонт. Там был итальянский двигатель, очень надежный. Тогда, кстати, при всем дефиците люди старались не брать машины в конце года. Потому что на заводе гнали план, и качество сборки было хуже обычного. А так автомобили собирали очень добротно, на годы.
— Имя было у машины?
— Солнышко! Потому что она была желтая, такого горчичного цвета. У нее и душа была, и характер. Потому что когда злой или сердитой в машину садилась, она начинала дергаться, капризничать. Я просила прощения, говорила: я больше не сердита, спокойно еду. И машина действительно успокаивалась. Машине своей благодарна…
Перед «шестеркой», кстати, я немного покаталась на «Запорожце». Мне не понравилось. Потом на «Волге-24» приходилось. Очень тяжелой она показалась в управлении по сравнению с «Жигулями». Сейчас иногда с кем-нибудь прокачусь, но годы все-таки… Системных поездок нет. Потому что смотрю, как ездят нынче водители: нагло, подрезают, обгоняют. Хотела снова купить машину, думала опять «шестерку» какую-нибудь, но пока не решаюсь. Хотя права поменяла на свежие…
— И традиционно Ваши пожелания всем участникам движения.
— Уважайте друг друга! И не пить за рулем, ни в коем случае.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить