Я, "робот" и ...

Тест-драйв

 

Вопрос времени – когда автоматические коробки окончательно вытеснят механические. Понимает это и "АвтоВАЗ" - несколько лет назад спешно купил у японцев "автомат" образца прошлого года. Но то, что завод в дополнение создаст еще и «робот», стало сюрпризом.

Как "робот"? Почему "робот"? Надежен ли "робот"? У других ведь проблемы с ними…

Тестируем Lada Priora с новой коробкой передач!

Как известно, автомобилисты выбирают машины с автоматическими или автоматизированными КП главным образом для того, чтобы легче было передвигаться по загруженным городским улицам.

Коробка-"робот", или роботизированная коробка передач (известна еще как автоматическая роботизированная коробка передач) – это простая механическая коробка передач, в которой функции переключения передач, а также управление сцеплением автоматизированы. Но автоматизированы не посредством гидравлического механизма (как в классическом гидротрансформаторном механизме), а за счет электронных датчиков и устройств, которые работают как робот, отсюда и название этой коробки передач – "робот". Однако стоит отметить, что первые коробки-"роботы" появлялись в 90-х годах прошлого века.

В ОСНОВЕ

На Lada Priora ставится АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия, или "робот"), казалось бы, на самом излете конвейерной жизни модели, поскольку агрегат Jatco сюда попросту не влезает. С точки зрения конструктива получилось здорово. Весит вазовский «робот» всего на 5кг больше базовой "механики", поэтому подвеска не потребовала иных калибровок.

В основе "робота" та же самая обычная пятиступенчатая "механика" Lada Priora, только лишенная внутреннего механизма переключений, троссового привода и привода сцепления, включая механизм педали – то есть всех тех составляющих, что доставляли проблемы владельцам и головную боль заводу. Теперь всю механическую часть процесса переключения передач заменяют по сути два "электромоторчика" или актуатора, контроллер управления и джойстик режимов – все немецкой фирмы ZF, собственно, по технологиям которой это и собрано на АвтоВАЗе» в единое целое. Оттого и стоит роботизированная КП вдвое дешевле японского автомата Jatco — 20 тысяч рублей вместо 40.

"Защита от дурака" встроена изначально, то есть первую передачу на 80 км/чвы не включите даже в ручном режиме. Температурный диапазон — от минус 40 до плюс 50 градусов. Притом КП является необслуживаемой и неремонтируемой, как, собственно, и все ее аналоги.

Пока "робот" агрегатируется только со 106-сильным 16-клапанным мотором, но чисто технически его можно поставить на любой из существующих вазовских двигателей. Если потребитель захочет увидеть такие модификации, вазовцы, несомненно, пойдут навстречу клиентам.

 ПЛЮСЫ

Левую ногу ставлю на площадку для отдыха, правую — на тормоз, рычаг — в нейтраль. Система готова к запуску двигателя. Пол-оборота ключом зажигания - завелся! Снова тормоза, селектор в драйв. Отпускаем педаль - и-и-и... Погнали!

Даже при полностью выжатой педали акселератора АМТ очень мягко "отпускает" педаль сцепления, так что старт выходит весьма интеллигентным. Спустя мгновение наступает ключевой момент — переключение на вторую передачу. Но перерывчик между первой и второй оказался на удивление невелик. Повторим, и снова легкий кивок при небольшой паузе. Мягко говоря, неожиданный поворот событий: столь примитивные "роботы" обычно ведут себя гораздо менее деликатно.

Разгонной динамики вполне хватает, чтобы уверенно держаться в потоке. Однако на автомобиле с АМТ для начала движения недостаточно лишь отпустить педаль тормоза, надо еще и нажать на педаль акселератора. Если в это время машина находится на подъеме дороги, то она может откатиться назад. Так что в таких случаях надо трогаться "с ручника", как и в случае с механической трансмиссией. Правда, как заверяют инженеры «АвтоВАЗа», уже рассматривается вопрос об использовании системы помощи при трогании на подъеме.

Первый отечественный "робот" меняет ступени предельно быстро. Есть в трансмиссии и ручной режим, однако реализован он не так, как в большинстве современных коробок: если мотор раскрутился до отсечки, то следующая ступень включится автоматически. Тем не менее никаких задержек при самостоятельной работе селектором не возникает: передачи меняются предельно мягко, без рывков. Даже в пробках АМТ АвтоВАЗа ведет себя очень деликатно – почти как "автомат".

Средний расход тестового седана Priora лишь немного превысил 7л на 100 км. Вот и еще одна положительная пометка.

МИНУСЫ

Где же минусы? Серьезных замечаний к "роботу" или мотору действительно нет. А вот к самому автомобилю — полстраницы... Салон тесный, особенно во втором ряду. Багажник немаленький, но спинки дивана по силам сложить только завсегдатаям спортзала... Ходовая у автомобиля обладает неплохой энергоемкостью. Ехать на Priora по городским направлениям можно, не сбавляя хода, да и комфорт на высоком уровне. Но на скоростной прямой автомобиль плавает, а в поворотах держится вроде неплохо, но настораживает глубокими кренами кузова. Тормоза по современным меркам неэффективные. Lada Priora с "роботом" – это такая попытка пришить старое пальто к новым пуговицам.

В целом, подготовив к производству Lada Priora с "роботом", АвтоВАЗ решил несколько тактических и стратегических задач как производитель: во-первых, предложил новую, весьма интересную версию известной модели, которая наверняка будет хорошо принята потребителями; во-вторых, дал знак автомобильному сообществу, что не смотря на то, что за спиной предприятия теперь стоит вполне серьезная контора, способная делиться и деньгами, и технологиями, не превратился в простого сборщика автомобилей из зарубежных комплектующих, а готов разрабатывать собственные продукты, вполне соответствующие мировому уровню.

Автор ДМИТРИЙ МИЩИХИН


Опубликовано 17.10.2014

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить