• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Самый первый автопробег

Страницы истории

В июле 2012 г. исполнилось 105 лет первому в истории трансконтинентальному автопробегу. Он проходил в 1907 году по инициативе французской газеты «Ле Матэн» («Le Matin») по маршруту Пекин-Париж вдоль Сибирского тракта на Москву и Варшаву. Об этом мероприятии подробности собрал сотрудник Госархива Кировской области Антон Касанов. Ему слово.


— 30 января 1907 г. «Ле Матэн» вышла с крупным заголовком на первой полосе: «Из Парижа в Пекин на автомобиле. Великолепный вызов». Первым на публикацию откликнулся автопромышленник, президент «Французского автомобильного клуба» маркиз Де Дион, приславший в редакцию посыльного с письмом: «Я, конечно, принимаю вызов, но только бы нашлась другая машина – соперница и попутчица. Это, действительно, будет поход в духе романов Жюля Верна…» Попутчики-соперники не заставили себя ждать: всего в редакцию поступило 25 заявок на участие в супермарафонской гонке, однако в путь отправились не все. Только пятеро кандидатов смогли внести регистрационный взнос в размере 2 000 франков.
27 мая 1907 г. автолюбители выехали из Пекина. Всего в пробеге участвовали шесть экипажей: три французских, один голландский и два итальянских. Самым именитым был итальянский экипаж на моторе «Италия» в 28 лошадиных сил, который возглавлял принц Сципион Боргезе, путешествовавший со своей супругой Анной-Марией. Награда победителям была учреждена в 100000 франков.
Участники пробега должны были преодолеть порядка 16 тыс. км, причем 13 тысяч приходилось на территорию России. На просторах Российской империи, опасаясь русского бездорожья, они поехали прямо по путям Транссибирской железной дороги. Железнодорожное начальство прикрепило к итальянцам жандарма со специальным красным флагом, чтобы семафорить им при приближении поезда. Но предосторожности не всегда помогали: однажды на перегоне в колонну едва не врезался паровоз товарного состава. После этого случая руководство Великой Сибирской магистрали официально включило пробег в расписание следования поездов на перегонах. Но из-за того что двигаться на автомобиле по шпалам было довольно мучительно, автолюбители решили свернуть на Сибирский тракт.
Главным препятствием для автомобилей стали многочисленные мосты, пребывающие в крайне ветхом состоянии. Перебираясь через некоторые, приходилось разбирать автомобили, чтобы полностью облегчить конструкцию. Иногда приходилось перескакивать мосты на скорости, но однажды гнилой настил моста подломился под задними колесами, и машина «Italia» упала вниз. К счастью, при падении автомобиль зацепился за выступающее бревно и повис, а пассажиры, сидевшие на передних сиденьях, плюхнулись в реку, получив ссадины и ушибы. Меньше повезло журналисту Барзини, застрявшему на заднем сиденье: на него хлынуло горячее масло из двигателя. У самого же автомобиля пострадало только левое заднее колесо, что впоследствии доставило путешественникам немало хлопот.
Среди городов, находившихся на пути автопробега, был и уездный город Елабуга Вятской губернии. Губернатор С.Д. Горчаков вынужден был серьезно подготовиться к встрече иностранных автолюбителей, так как 27 апреля 1907 г. из департамента полиции МВД пришло сообщение о том, что газета «Ле Матэн» во время русско-японской войны занималась тайной разведкой по соглашению с японским правительством. Департамент полиции просил губернские власти проследить, чтобы иностранные автомобилисты «не производили никаких разведок и фотографирований в местах, имеющих стратегическое значение».
24 июля лидер автопробега - экипаж Боргезе - прибыл в Елабугу, а уже 27 июля итальянские гонщики добрались до Москвы. 10 августа 1907 года, после 60 дней путешествия, машина Боргезе первой прибыла во французскую столицу. Остальные участники добрались до Парижа только на 81-е сутки, а месье Огюст Понс на своей трехколесной машинке вообще не сумел финишировать: его «Kontal» застрял в песках пустыни Гоби и не смог продолжить гонку.
Документов о том, как участники автопробега были приняты в Елабуге, пока не найдено. Но ряд татарских авторов предполагают, что, возможно, именно этот автопробег, с его демонстрацией технического чуда — автомобиля, стимулировал желание елабужских купцов Стахеевых приобрести себе автомашину. Первый автомобиль в Елабуге появился в 1911 году. Это был «Руссо-Балт С24/30» 1909 г.в. мощностью 30 л. с. и 5-6 посадочными местами. Авто могло развивать скорость до 70 км/час. Эта безумная для того времени скорость привела к тому, что 16 октября 1912 года губернатор И.М. Страховский утвердил принятое елабужской городской Управой в целях упорядочения езды на технических средствах передвижения «Обязательное постановление для жителей Елабуги о порядке езды на велосипедах, автомобилях и мотоциклах». Согласно этому документу, скорость езды на автомобиле по улицам Елабуги не должна была превышать 10 верст в час (около 11 км/ч) с полным запретом ездить на авто в базарные дни по торговым площадям и улицам города.
Автопробег 1907 г. был заметным и важным явлением для своего времени. Он должен был доказать обществу, что роскошная игрушка состоятельных людей, которым тогда был автомобиль, может составить конкуренцию поезду и пароходу.

Фото из фондов ГАКО и с сайта www.drive2.ru

Опубликовано 25.10.2012

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить