• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Кировскому троллейбусу - 70 лет!

Страницы истории

 

Женщинам-водителям военного времени посвящается...

7 ноября 2013 года исполнилось 70 лет кировскому троллейбусу... Но если об истории появления в Кирове первых машин ЯТБ-1 из блокадного Ленинграда написано уже немало, то огромная работа по подготовке улиц, прокладке линий, установке опор остается  как бы в тени. А между тем это очень интересные страницы нашей истории. Воспоминания отдельных участниц героической эпопеи по запуску электрического транспорта, приведенные в книге В. Мочалова "Путь длиною в шесть десятилетий", мы дополним публикациями из областной газеты военных лет.

Газета  "Кировская правда" от 17 октября 1943 года: "С конца июля развернулись работы по строительству линии первой очереди… Преодолевая трудности, коллектив строителей прилагал все силы, чтобы выполнить установленный план работ, учитывая огромное значение троллейбуса в условиях г. Кирова, ставшего крупным промышленным центром нашей страны".

7 ноября 1943 года состоялся торжественный пуск двух первых троллейбусов. Газета сообщала: "В 6 часов вечера к зданию облисполкома (ныне – поликлиники №  1) были поданы два красиво иллюминированных троллейбуса… " Улицы Ленина и Коммуны вокруг торжественной церемонии были в полном смысле запружены собравшейся публикой.

Движение объявлено открытым! По припорошенным свежим снегом городским улицам отправился в свой первый рейс шумный полудеревянный троллейбус, сопровождаемый счастливой и восторженной детворой…

Самые первые троллейбусы города повели по нашим улицам ленинградские, как их тогда называли, "вагоновожатые". И только через год с московских курсов в Киров вернулись двенадцать девушек, обученных на водителей.

Из воспоминаний  участницы этой группы Нины Сандаковой:  "Прежде чем поехать на курсы по подготовке водителей троллейбусов, мы копали ямы для опор троллейбусной линии глубиной 2,2 метра по улицам Коммуны, Карла Маркса и Комсомольской. Осенью началась учеба. В общем намерзлись мы, наголодались там, но молодость и желание получить специальность водителей победили все невзгоды… После стажировки мне доверили троллейбус № 5, бывший, конечно, далеко не совершенным. Зимы в ту войну стояли морозные и лютые, и ездить в троллейбусах было так холодно, что отнимались ноги. В морозные дни контактные провода покрывались льдом, и тогда кондуктору приходилось ехать на крыше троллейбуса с палкой в руках, очищая провода. Посадишь кондуктора на крышу и опасаешься: кто знает, что там наверху может случиться?

В грязь и холод мы сами лезли под машины и занимались ремонтом. На плановых ремонтах сами же устанавливали рессоры, редукторы, баллоны. В этом помогали нам, 18-летним девчонкам, и кондукторы. Насколько это было тяжело, думаю, понять не трудно.

Штанги из-за неустойчивости роликов падали, обрывая провода. Аварийных же машин тогда не было, и нам часто приходилось в любое время года ночевать на линии. При помощи лебедки мы сами тянули оборванные провода"…

Областная газета от 15 апреля 1945 года: "Обычно на линии "Вокзал – Центральная гостиница" курсируют две машины. Машина (троллейбус) № 1 должна ежедневно перевозить 1600 пассажиров, а ни в один из дней марта она не выполнила плана. Причины: профилактический и текущий ремонт, плохая трасса…

Горкомхоз совершенно перестал заботиться об очистке троллейбусной трассы. Из-за плохой дороги простаивают машины, часто происходит короткое замыкание".

Первые водители троллейбусов Нина Махотина (слева) и Нина Халявина. 40-е годы.Из воспоминаний Нины Махотиной: "В кабине имелись деревянный руль и деревянное сиденье. Зимой лобовые стекла постоянно замерзали и покрывались льдом. Поскребешь пластмассовой лопаточкой и едешь дальше. Приходилось возить с собой мешочки с солью для протирания стекол.

Кабина водителя и салон не имели никакого обогрева, поэтому одеваться приходилось основательно: поверх фуфайки-телогрейки надевала шубу, на ноги – валенки, а под ними шубенки, на руках перчатки с меховыми рукавицами. Поездишь целый день на железе, приедешь домой и не знаешь, как из валенок ноги достать – так они и примерзли к ним. Утром придешь на работу, все застыло. Сначала заливаешь масло в компрессор, затем прогреваешь факелом все воздушную систему, в том числе и застывшие двери. Факелом служила металлическая палка с намотанной ветошью, пропитанной маслом, бензином или керосином. За маслом ходили с ведром на нефтебазу на ул. Заводской, вблизи берега Вятки. (Троллейбусное депо располагалось на ул. С. Халтурина, 2 - Прим. авт.)  

Водитель Н. Халявина и кондуктор В. Федоровых. Начало 50-х.Если на маршруте случались крупные поломки, например, выходила из строя рессора, то ночевали прямо в троллейбусе. Бывало, встанешь у КОРа на Комсомольской, проремонтируешься допоздна, а наутро снова в рейс. Вот и ночуешь прямо в машине.

Много трудностей довелось пережить в начале пути, но работа водителя троллейбуса нравилась мне всегда. Едешь и знаешь, что тебя ждут пассажиры".

…Улицы Комсомольская и Профсоюзная в ту пору были булыжные. У троллейбусного разворота на Комсомольской площади располагалось несколько пивных и рынок. Народу у вокзала всегда садилось очень много, в салон троллейбуса набивалось по сто с лишним человек. А внутри троллейбуса не было даже перегородки, отделяющей кабину от салона. И при торможении пассажиры падали прямо на водителя.

Из старых машин выжимали все, что могли. Но… К 1947 году из восьми троллейбусов в городе способных передвигаться осталось четыре.

Областная газета от 18 мая 1947 года: "Утро. Кировчане расходятся по предприятиям и учреждениям. Одни идут пешком, другие, в ожидании транспорта, собираются на улице под указателем "Остановка автобуса".  Многие с тревогой смотрят на часы: время идет, а автобуса нет. Не показывается на улицах и троллейбус… Только в 10 часов, когда на всех предприятиях и в учреждениях начинается рабочий день, на ул. К. Маркса вырисовывается голубой силуэт троллейбуса, немного погодя появляется и автобус"…

Ситуация начала выправляться с начала 1948 года, с получением новых троллейбусов МТБ-82, которые прослужили в нашем городе до 1972 года. Но они были также далеки (по сегодняшним меркам) от технического совершенства. Ветераны троллейбусного парка вспоминают, что на крутых поворотах за Драмтеатром, на перекрестке с ул. Энгельса, женщины-водители вынуждены были вставать на ноги, чтобы управиться с тяжелым рулем. А в 40-е годы много неприятностей доставляла и контактная линия. Переходных стрелок на ней не было. На перекрестках штанги троллейбуса перекидывались с линии на линию вручную. Для этого выделялись специальные дежурные.

Самодельная вышка для ремонта контактной линии наконец появилась, но была она на маленьких колесиках и передвигалась по улицам города тоже вручную. Если же случалось, что на линии выходил из строя баллон у колес троллейбуса, то запасной баллон слесарям приходилось катить по улицам вручную через весь город. Зимой же его везли на санках.

Статья "Необыкновенный факт": "На днях я ехал в троллейбусе… Купил, как полагается, билет за 1 рубль, а на нем написано: "Баня, общее отделение". Я обратился к кондуктору с вопросом, почему вместо проездных билетов продают банные. Мне ответили, что это… одно и то же! Убедившись в бесполезности спора, я решил проверить ответ кондуктора. Прихожу в баню, подаю билет, и мне предлагают заходить мыться"…

P.S.: Сегодня, через 70 лет, когда смотришь на новые белоснежные троллейбусы на наших улицах, с трудом осознается, как все начиналось и каким героическим трудом создавалось. Давайте же преклоним голову перед этими женщинами, первопроходцами электрического транспорта в нашем городе. Вот их имена: А. Арбузова, Н. Махотина, Н. Сандакова, А. Собенина, Е. Павлова, В. Сухих, К. Шарыгина, Л. Городилова, А. Буркова, В. Столбова, З. Тараскова, В. Зиновьева…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 17.11.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить