• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Автомобили-"почтальоны"

Страницы истории

Уже более 80 лет в Вятке существуют машины по доставке корреспонденции. Сегодня, разглядывая на улице красивые синие машины с надписью «Почта России» на борту, мало кто задумывается, что почтовое ведомство и в мире, и в России, и в отдельно взятой Вятке было одним из первых моторизованных учреждений. Тенденция, однако…


ВЫПОЛНЯЯ РЕШЕНИЯ…
Еще в 1928 году, рассмотрев на заседании президиума Вятского губисполкома  вопрос о работе Вятской губернской почтово-телеграфной конторы, городские власти обязали почтовое руководство организовать в губернии автобусное сообщение. Почтовая контора вынуждена была «на свободных от перевозки почты автомобилях обеспечить проезд пассажиров по улицам города». Было организовано несколько маршрутов, которые в большинстве своем начинались от улицы Розы Люксембург и заканчивались у железнодорожных вокзалов.
Первый почтово-пассажирский автобус был создан на базе грузовика АМО Ф-15, у него были тормоза только на задних колесах, правое расположение руля, 35-сильный двигатель и грузоподъемность до 1,5 тонны. Можно предположить, что подобные автобусы или их модификации обслуживали почтовое ведомство вплоть до самой войны – ведь с легковыми авто в стране была «напряженка». А что уж о Вятке говорить…

ДЕРЕВЯННЫЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ
Ситуация кардинально изменилась к началу 1948 года, когда завод КИМ, переименованный после войны в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, будущий АЗЛК), освоил производство автомобиля-фургона «Москвич-400-422» с деревянным кузовом, ибо сталепрокат тогда был в дефиците.
Для фургонов на МЗМА изготавливалось отдельное шасси, отличавшееся от шасси седана удлиненными восьмилистовыми рессорами. На колеса ставились шины большего диаметра, что, естественно, уменьшало максимальную скорость и увеличивало расход топлива.
Фургон был предназначен для перевозки грузов весом до 200 кг при водителе и одном пассажире или 250 кг без оного, со сложенным передним сиденьем. Кузов имел три двери - пару боковых и двухстворчатую заднюю дверь для грузового отделения. Детали каркаса изготавливались из березы в чувашском городе Шумерля, на том же предприятии, что делало приклады для стрелкового оружия. Собирался он потом на специальном клее и болтах. Филенки грузовых панелей делались из бакелитизированной фанеры с декоративной прошивкой и лакировкой наружной поверхности. Деревянная крыша кузова обивалась специальным дерматином, имевшим торговые наименования «гранитоль» и «текстовинит».
В столице на фургончиках развозили молоко и мороженое, булочки... Пробовали мясо и рыбу, но такие продукты требовали регулярной промывки внутренностей кузова горячей водой, деревянные панели мокли, долго сохли и начинали гнить. Поэтому для такого фуража на шасси «Москвича» устанавливали сваренные на заводах Минпищепрома цельнометаллические кузова-«каблучки». В частные руки фургончики практически не попадали: считалось, что это грузовой автомобиль, а мелкая частно-предпринимательская деятельность заканчивалась письмами из Воркуты и Магадана... Письма эти как раз и везли в деревянных фургонах - больше всего этих машин числилось именно за Минсвязи СССР.
Примерно в пятидесятые годы в Кирове было создано специализированное автопредприятие - «Автобаза связи», которая впоследствии разместилась на ул. Сормовской и продолжает функционировать и в настоящее время.


КОЛЛЕКЦИОННЫЙ ИНТЕРЕС
«Деревянные» почтовые М-422, ввиду своей малой численности, имеют большой спрос в среде авто-антикваров. (И, соответственно, цену.) В Кирове мне довелось видеть всего лишь один сохранившийся экземпляр, но и то частично переделанный. В кузов были врезаны пассажирские двери и окна в багажный отсек, а дерматиновая крыша заменена на металлическую. Однако при некотором приложении рук (и вложении средств) «Москвичу» можно было бы вернуть первоначальный облик. Только как стало известно, в ходе какой-то полукриминальной истории автомобиль был изъят у последнего владельца и перепродан за пределы области).


МОСКВИЧЕВСКАЯ «КАРМА»
Первые «Москвичи», вопреки лозунгам рекламных буклетов о «повышенной надежности» (Ха! Как это напоминает сегодняшние автосалоны!), ломались достаточно часто. Коробка передач не имела синхронизаторов на первой скорости, поэтому шестерни часто выходили из строя, издавая скрежет зубовный. Не доставало смазки для шкворней передней подвески, поэтому они иногда заклинивали.. Да и сами деревянные кузова быстро рассыхались, начинали скрипеть, разваливаться и достаточно быстро списывались. Но марка «Москвич» на многие десятилетия прочно связала свою судьбу с почтой. И вся дальнейшая история почтовых перевозок – это история развития АЗЛК. «Каблучки» и «пирожки» были идеальными автомобилями в городской среде, особенно для выемки почтовой корреспонденции из ящиков. (Кстати, в качестве курьеза: еще во времена горбачевского «сухого закона» в Кирове всегда можно было купить водку у водителей-почтовиков. Но эти времена давно позади.)


Сегодня автопарк связи постоянно обновляется и, вероятно, скоро окончательно перейдет на иномарки…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН

Опубликовано 24.10.2012

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить