• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Москва". Она же Honda, она же Harley

Страницы истории

 

Вот и закончился байкерский сезон – в который уж раз праздником под проливным дождем. Самое время готовить мотоциклы к зимней спячке. А ведь так хочется напоследок о них поговорить! Что мы и сделаем – вспомним в нашей исторической рубрике об одном небольшом, но знаменитом советском мотоцикле.

Этот легкий мотоцикл, по виду почти мопед, но со 125-кубовым двигателем, знаком всем, кому сегодня немного за "полтинник". Именно эта техника стала первым мотоциклом у сотен тысяч граждан СССР прямо с послевоенного времени. Называется он "Москва М1А".

И пусть московский мотозавод "приказал долго жить" еще в 1951 году, однако производство легких мотоциклов было передано в Белоруссию, где выпускались аналогичные М1М, ставшие родоначальниками всего семейства минских мотоциклов. А ведь по большому счету, М1А, М1М и ковровские аналоги К125 – чистокровные "немцы" и представляют собой копию DKW RT 125, отличаясь друг от друга буквально в мелочах.

ПУТЬ К "МОСКВЕ"
Однако сегодня речь о "Москве". Серийное производство М1А началось в 1946 году, после того как из Германии по репарациям было вывезено оборудование завода DKW. На базе средних мотоциклов этой фирмы в Ижевске стали собирать ИЖ-350 (копия DKW NZ 350), который после модернизации стал легендарным и всенародно любимым ИЖ-49. А московский завод, передав производство тяжелых мотоциклов М72 в Ирбит, занялся копированием легкого DKW. Модель RT 125 была выбрана неспроста, так как до войны мотоцикл считался одним из лучших в мире – по своему классу. Например, там уже было более прогрессивное ножное переключение передач.

Недаром же эту модель выпускала после войны даже легендарная фирма Harley-Davidson под маркой Hummer, а в Японии она стала прообразом самого первого мотоцикла Honda! "Москва" первых выпусков отличалась бензобаком без нигрипсов и узким вещевым ящиком с левой стороны. Позже на баке появились плоские нигрипсы без эмблем и рифления, а также выштампованная надпись «Москва». Инструментальный ящик также увеличился в размерах.

Интересна юбилейная партия этих мотоциклов, выпущенная в 1947 году к 800-летию столицы. Они были вишневого цвета (кстати, фирменный цвет DKW), с хромированными ободами колес и бензобаком с многоцветным рисунком Спасской башни. Выпускались и спортивные разновидности "Москвы". Мотоцикл "засветился" и в известном фильме, когда два героя таранили "Москвой" четырехсотый "Москвич", которым управляла Фаина Раневская…

РЕСТАВРАЦИЯ
М1А достался автору этих строк несколько лет назад, в 90-процентной комплектности. Мотоцикл, закутанный в одеяло, поздней осенью привезли из Кикнура в багажнике легковушки. Видимо, для того чтобы скрыть ржавчину и придать раритету "товарный" вид, районный владелец перед продажей выкрасил весь аппарат "серебрянкой", включая двигатель, карбюратор и воздушный фильтр. При протирании бака растворителем проявилась родная темно-зеленая окраска, а также надпись "Москва".

По документам (которые в полном порядке) мотоцикл 1947 года, то есть первых, еще доюбилейных выпусков. Отсутствовали трос спидометра (который крепится справа от фары) и его привод в передней ступице, а также оригинальная резина на переднем колесе. Задняя звездочка – в плачевном состоянии. Да и задняя шина рассыпалась в руках, а вместо камеры она была забита скрученной в жгут резиной. Однако прежний хозяин утверждал, что мотоцикл ездил "под ним" до последнего дня.

Реставрация заключалась в полной разборке, после чего экипажная часть была отпескоструена и выкрашена порошковой краской в голубой цвет, который оказался "Москве" весьма "к лицу". (Кстати, именно такого оттенка были потом все минские мотоциклы, вплоть до М-106.)

К счастью, "в заначке" оказались идентичная резина от М-104 и аналогичный внешне двигатель, но с безакуммуляторным зажиганием. Пока - до ремонта родного мотора - установлен он. Что удивило: при кажущемся за счет скудного оребрения малом объеме двигателя кольца и поршни подошли от современного "Минска". Кроме этого, весь ремонт движка обойдется заменой подшипника-сепаратора коленвала и втулки поршневого пальца.

Кстати, когда мотоцикл оказался рядом с ИЖ-49, в глаза бросилось удивительное сходство "легкого" и "среднего" "братишек" DKW: та же форма двигателя и "расклешенного" глушителя, седла и бензобака, крыльев… Только на "Москве" еще параллелограммная подпружиненная вилка – естественно, при отсутствии задней подвески. И пусть наш олдтаймер не настолько харизматичен, как 49-й ИЖ, однако по своему красив и элегантен.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 20.10.2013 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить