Поговорим о танках. Да еще каких! К 99-летию начала Первой мировой войны – об одном из "монстров" на полях тех сражений.
…Вот такой памятник федерального значения "Тяжелый английский танк Mark-V" довелось увидеть автору этих строк минувшим летом в Архангельске. (Замечу, машина впечатляет: когда мы повернули из-за угла, аж дыхание перехватило, могу только представить, какие чувства испытывали солдаты в окопах времен Первой мировой.)
Этот танк – один из трофеев, захваченных советскими войсками на Южном фронте. В 1938 году народный комиссар обороны Клим Ворошилов утвердил документ, согласно которому 14 трофейных танков были переданы городам Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторических памятников Гражданской войны. Решением Городского Совета Архангельска танк был передан в качестве экспоната местному краеведческому музею.
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
Mark-V (Mk V) — британский тяжелый танк английской фирмы «Виккерс-Армстронг» времен Первой мировой войны. Выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: "самец" - со смешанным пушечно-пулеметным вооружением и "самка" - с чисто пулеметным вооружением. Первые Mk V начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было создано 400 машин - по 200 "самцов" и "самок".
В России широкие массы об этих танках узнали из СМИ. Журнал "Нива" № 4 за 1917 год: "В прессе были недавно помещены изображения изобретенного английскими военными инженерами гигантского бронированного автомобиля. Бесстрашный и неуязвимый, устремляется он всей своей громадой в самую кипень боя, под снаряды и пули, свободно берет вражьи окопы, как пустое, незначащее препятствие, и, посеяв вокруг себя разрушение и смерть, преспокойно возвращается в свой полк. Английские солдаты назвали этого своего нового боевого товарища "лоханью".
Модификация Mk V существенно отличалась от своих предшественников как внутренне, так и внешне. На ней установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый двигатель "Рикардо".
Отныне машиной управлял один человек — удалось избавиться от бортовых коробок передач. (На предыдущих моделях в управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3-4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами, и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.)
Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемета и, порой, помощника водителя, и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа соответственно. В каждом из «спонсонов» (отсеков) располагались наводчик и заряжающий (на "самцах"), либо два пулеметчика (на "самках"), а в проходах в кормовой половине корпуса находились два помощника водителя. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты.
Отличительным внешним признаком Mk V стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка. Радиатор устанавливался в одном блоке с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме установили еще один пулемет.
"МАРКИ"НА ВОЙНЕ
К началу 1915 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулеметами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжелых броневиков оставляла желать много лучшего. Среди прочего военные инженеры предлагали использовать вместо колесного автомобильного шасси гусеничное…
Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (по одной из версий, танком, то есть "баком" ее назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916-м, когда прошла испытания, и первый заказ на 100 машин поступил в производство.
Несмотря на множество недостатков, танки модели Mark успешно участвовали во многих сражениях Первой мировой и широко использовались в армиях других стран: 77 машин англичане передали французам 1 ноября 1918 года, несколько экземпляров были и в армии США.
Первые 32 английских танка Mk 1 вышли на поле боя 15 сентября 1916 года. "Танк движется по главной улице деревни Флер, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении", - так докладывал в тот день один из очевидцев. Реакция частей 1-й германской армии, встретивших первые танки, была просто панической: "Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол, - и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой"…
Трофейные Mk IV были в кайзеровской армии, а Mk V — в войсках интервентов и Белой гвардии России. Некоторые из них были захвачены Красной Армией и названы "Рикардо" (использовались до 1930 года).
Участвовали "Марки" и в Гражданской войне. Самое крупное танковое сражение произошло в 1919 году, когда Донская армия белых начала свое третье наступление на Царицын. В ходе операции в июне 1919 года, закончившейся взятием города войсками Врангеля, впервые в Гражданской войне утром 17 июня одновременно концентрированно произошла атака 17 танков Первого танкового дивизиона, сформированного в Екатеринодаре, при поддержке четырех бронепоездов. В результате чего была полностью взломана оборона красных…
Впоследствии они использовались в других сражениях, а после Гражданской войны и в качестве сельхозтехники. На сегодняшний день в бывшем СССР два танка остались в Луганске, а также по одному в Харькове и Архангельске.
МОГЛИ ЛИ "МАРКИ ДОЙТИ ДО ВЯТКИ?
Теоретически могли. Если бы после взятия Перми Колчаком его наступление успешно развивалось бы и дальше, то, вполне вероятно, подобная техника Антанты, переданная Белой гвардии, вполне могла проехать и по вятским улицам. Но чего не случилось, того не случилось… И памятника у нас такого исторического нет. А вот поставить на постамент легкий танк Т-26 и самоходку СУ-76 было бы в Кирове к юбилею Победы в 2015 году очень уместно. Но это уже совсем другая история…
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 18.10.2013