• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Легенда о ТИЗе. Часть 2

Страницы истории

В одной из предыдущих наших статей, как вы помните, мы публиковали замечательные воспоминания о мотоцикле ТИЗ АМ-600 (из жизни кировчан в 60-е годы), которые прислал житель пос. Лянгасово Александр Слободин.


Сегодня мы вновь поговорим об этом мотоцикле, aewистория создания которого порой непроста и драматична. Вот некоторые факты и фотографии из блога skif_tag "Легендарный мотоцикл из Таганрога":
— ТИЗ АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод № 65 имени Сталина, - пожалуй, самые совершенные среди всех довоенных мотоциклов советского производства. История их создания типична для того периода мотопрома. После отказа от производства мотоциклов на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тамошнему 3М-375. Но одновременно завод получил задание адаптировать к условиям советских дорог зарубежный прототип - английский мотоцикл BSA модели Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. Для этого создали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым. (Вот тоже примета времени - как Коган превращается в Коганова...)
Первые пять опытных образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае того же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в производство. Несмотря на то, что АМ-600 внешне очень напоминал прототип BSA, конструктивно сильно отличался - в основном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом.
В целом ТИЗ АМ-600 был добротной конструкцией в духе английской школы мотоциклостроения.
Это был период широкой модернизации Красной Армии, идею создания боевых моточастей активно продвигали Иона Якир и Тухачевский. Ворошилов назвал эту идею вредительской теорией замены лошади машиной. В следующем году главный проводник этой идеи маршал Тухачевский 10 мая 1937 года был снят с поста первого заместителя наркома обороны и переведен на должность командующего войсками Приволжского военного округа. Уже 22 мая он был арестован в Куйбышеве, 24 мая перевезен в Москву. В этот же день в Москву был вызван Якир. Думая, что его назначают на должность Тухачевского, он взял с собой и повара, и парикмахера, и мебель, и библиотеку. Однако как только его эшелон пересек границу с Украиной, в поезд ворвались энкавэдэшники и, перестреляв охрану, арестовали командарма.
И Якир, и Тухачевский, а вместе с ними Корк, Путна, Фельдман и Эйдеман 7 июня предстали перед судом по делу антисоветской троцкистской военной организации, 11 июня в 23 часа 35 минут был оглашен приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни. Сразу же после этого ночью 12 июня Тухачевский и остальные обвиняемые были расстреляны в здании Военной коллегии Верховного суда СССР.
У идеи мотопулеметчиков не осталось ни одного приверженца. Однако мотоцикл выпускать не прекратили. И как оказалось, не зря!

bjhtyТИЗ НА ВОЙНЕ
Из воспоминаний Андрея Афанасьевича Егорова, в 1941 году лейтенанта НКВД, командира диверсионной группы:
— Для работы моей группы мотоциклы были просто необходимы - например, пробраться по заброшенной лесной дороге на машине нереально, а мотоциклы, бывало, протаскивали на руках, да и скорость на грунтовке можно было держать высокую, если не обращать внимания на жуткую тряску. В моей группе из техники были полуторка с радиостанцией и бочкой бензина, четыре мотоцикла ТИЗ и один трофейный (по фото был приблизительно опознан Zundapp-KS600 – прим. автора), каждый с Дегтяревым на коляске. Такая оснащенность позволяла за короткий срок обследовать большую территорию. Водителем на моем ТИЗе был сержант Сергей Наймушин, откуда-то из-под Таганрога. До армии он успел поработать на заводе и с гордостью говорил: "Раньше мы с отцом такие машины собирали, а теперь я на них воюю". Как-то на комсомольском собрании мы написали и отправили в Таганрог на завод письмо-благодарность труженикам тыла, к которому наши водители приложили от себя листок с пожеланиями по улучшению конструкции. Собственно откуда я и узнал подробности о мотоцикле (мне, как человеку, в технике довольно слабо разбирающемуся, безразлично было ее происхождение, лишь бы ездила). Наши мотоциклы здорово бегали по шоссе и укатанным грунтовкам, а вот по плохим дорогам легче шел "немец". Доходило до курьеза - его водитель Роман старался отставать от "наших", чтоб не показать преимущество вражеской машины - в период отступления хоть и незначительный, но деморализующий фактор…

ЖИЗНЬ И СУДЬБАjk
В начале 40-х годов это был самый мощный (16,5 л.с.) отечественный мотоцикл. ТИЗ широко использовался в подразделениях разведчиков, связистов, военных регулировщиков движения. На нем, единственном из советских мотоциклов, пулемет Дегтярева устанавливался прямо на руле. Как бы то ни было, до появления М-72, предтечи "Урала" и клона немецкого БМВ, таганрогский ТИЗ был, безусловно, лучшим мотоциклом в СССР.
Перед самой войной военное руководство страны опомнилось - нужно было наращивать производство. К 1941 году все заводы стали выпускать до 5 тысяч мотоциклов в год.
Однако в конце 1943 г. двухтактные отечественные мотоциклы и ТИЗ-АМ-600 на БТРЗ № 20 перестали поступать. Вместо них привозили упакованные в ящики американские мотоциклы Harley-Davidson, получаемые по ленд-лизу. Качество упаковки восхищало. Внутренняя поверхность ящиков из высококачественной древесины оказалась покрытой толем. В каждом ящике находился полный сборный комплект мотоцикла. Все отверстия в узлах и деталях на фирме заглушали особыми пробками. К рамам "Харлеев" приваривали шарниры для крепления мотоколясок, поступавших с автозавода ГАЗ. Скорость "Харлея"-одиночки превышала 110 км/ч, а с коляской - 90 км/ч.
На Серпуховском мотозаводе в 1943 г. собрали 293 мотоцикла Indian марки 741-В с коляской от М-72, а в 1943-1944 гг. - 681 "одиночку" той же марки. На ММЗ "свинтили" немало "одиночек": в 1943-1944 гг. - 1581 Indian, в 1944-1945 гг. -1589 Harley-Davidson, в 1944 г. - 41 Velocette, 109 BSA и даже 7 мотоциклов Matchless. На ХВЗ в 1944 г. собрали 394 BSA, 48 Velocette и 13 Matchless. Мотоциклы-"одиночки" собирали и в Наркомате обороны (НКО), и в Красной Армии: на складах НКО № 511, 942 и 3708 в 1942-1943 гг. собрали 871 Indian, в 1942-1944 гг. - 2294 Velocette, в 1944 г. - 56 BSA и 11 Matchless. А в 14-м и 15-м мотоциклетных учебных полках в 1943 г. собрали 648 Indian.
По данным ГБТУ, в Красную Армию всего передали 27690 импортных мотоциклов. Из них - 11642 с колясками и 18048 "одиночек".
Но это была уже совсем другая война...

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 9.08.2013

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить