• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Универсальный солдат"

Страницы истории

В нашей исторической рубрике мы уже рассказывали о памятниках первым советским тракторам ХТЗ в Кировской области. Однако всегда хотелось посмотреть "живьем" на еще одну легенду первых советских пятилеток - трактор "Универсал", которого у нас в области, к сожалению, не сохранилось.


Тем более что у автора этих строк в детстве была шикарная железная игрушка – "Универсал" размером сантиметров 20, серебристый, с красными колесами, со всеми подробностями, даже с рулем, перпендикулярном земле и рулевым механизмом, расположенном над капотом… Куда делся – не помню, но сейчас это была бы коллекционная редкость.
И вот, во время отпускного путешествия по "северам" в Костромской губернии на глаза попался вот такой памятник.

ХУ ИЗ МИСТЕР "УНИВЕРСАЛ"?
В 1934 году в российском тракторостроении sdtпроизошел настоящий прорыв. В начале 30-х годов вступили в строй Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, выпускавшие несколько сотен машин в день. Стало очевидно, что проблема механизации наиболее энергоемких сельскохозяйственных операций — пахоты, сева и уборки — в принципе решена, и насыщение деревни тракторами — дело времени. Однако для ухода за пропашными культурами — сахарной свеклой, кукурузой, картофелем, хлопком и другими, которые в течение сезона нужно рыхлить, прореживать, окучивать, по-прежнему использовались лошади, так как отечественные тракторы оказались не приспособленными для этих целей. В связи с этим остро встал вопрос о производстве тракторов-пропашников. Разработка конструкции нового трактора была поручена коллективу НАТИ — Научно-исследовательского автотракторного института (Москва).
И в результате в Ленинграде, на Кировском заводе, бывшем заводе "Красный Путиловец", был начат выпуск совершенно новых тракторов "Универсал". Мощный, современный по тем временам трактор, как и его советский предшественник, был сконструирован на базе …"американца". За основу конструкции на этот раз был взят трактор "Фармол" американской компании "Интернешнл Харвестер". В конструкцию прототипа были внесены изменения: использованы комплектующие и материалы отечественного производства, применены новая методика расчета и технология изготовления зубчатых зацеплений, для обработки низкостебельных пропашных культур, а также разработан передний двухколесный мост оригинальной конструкции.
 
hjuhТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип двигателя - колесный
Полная масса, т - 2108
Мощность, л.с. (кВт) - 22 (16.2)
Число передач вперед/назад - 3/1
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч - 3,9-8,1

Трактор имел увеличенный просвет, узкие колеса и колею. Управление трактором осуществлялось поворотом передней оси при торможении отстающего ведущего колеса. Тормоза - колодочные. При повороте трактора тормоза управляются автоматически. Для торможения на уклоне служит левый тормоз, дополнительно снабженный ручным управлением.
Силовой агрегат – керосиновый карбюраторный двигатель. В качестве дополнительного оборудования на трактор мог быть установлен кривошипный подъемник для навесных культиваторов и других орудий. А с 1950 года, впервые в СССР, тракторы на заказ комплектовались гидравлическими подъемниками для навесных сельскохозяйственных орудий.
Впервые в мировой практике отечественными конструкторами были разработаны две модификации пропашного трактора "Универсал": У-1 со сближенными передними колесами – приспособлен для междурядной обработки высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы) и У-2 с расставленными передними колесами – приспособлен для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур.
В 1940-е годы дополнительно были разработаны ghjbyеще две модификации трактора "Универсал": У-3 - для междурядной обработки хлопка, и У-4 - для установки на нем хлопкоуборочных машин. На этой модификации ВПЕРВЫЕ в СССР стали устанавливать колеса с пневматическими шинами.
Трактор "Универсал" был оснащен двигателем мощностью 16,19 л.с., трехскоростной коробкой передач, металлическими колесами, имел массу более 2 тонн и мог двигаться со скоростью до 8,1 км/час!

"ПРЕДОК" "ВЛАДИМИРЦА"
Ленинградский завод выпускал "Универсал" до 1940 года. Однако с началом войны производство тракторов было прекращено и возобновилось лишь в 1945 году - во Владимире, в новых отстроенных корпусах тракторного завода.
В послевоенное время страна нуждалось в огромном количестве тракторов, поэтому машины сразу с конвейера отправлялись на нужды народного хозяйства. Другая часть тракторов, как было замечено, активно экспортировалась за рубеж.
Модель выпускалась аж до 1955 года (более 20 лет!) и была снята с производства в связи с появлением более усовершенствованной модели владимирского трактора.
Всего за время производства Кировским и Владимирским заводом было выпущено более 209 тысяч тракторов.

КАК ЗАБЫВАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ
Когда мы фотографировались у памятника, естественно, звучали разные комментарии, в том числе и имя – Паша Ангелина. Я задумался: а что мы сегодня знаем об этой женщине, кроме того, что она "по зову партии" пошла работать на трактор (скорее всего, такой же "Универсал") и стала национальной героиней тех лет? Вообще, в каких краях это было?
Напомню: Паша Ангелина (Прасковья Никитична) родилась в 1912 г. в местечке Старобешево Донецкой области. Дочь батрака. Образование получила на курсах трактористов в 1929 году и в Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, которую окончила перед войной. Зачинательница соцсоревнования, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии. В 1933-м организовала женскую тракторную бригаду Старобешевской МТС. В 1933-1934 гг. ее бригада заняла первое место по МТС, выполнив план на 129%.
Паша Ангелина была выбрана советской пропагандой в качестве центральной фигуры агитационной компании за техническое образование женщин. В 1935 г. она выступила на совещании в Кремле, дав "партии и Сталину" обязательство организовать 10 женских тракторных бригад. В 1937 вступила в ВКП(б). С 1937-го стала депутатом Верховного Совета СССР. В 1938-м подписала призыв "100 000 подруг - на трактор" (всего к концу 1938 г. на тракторах работало около 200 тысяч женщин). Во время Великой Отечественной войны была бригадиром женской тракторной бригады в Казахстане. Автор книги о колхозных активистках "Люди колхозных полей" (1948 г.). Умерла в 1959 году в Москве в полной безвестности…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 17.07.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить