• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Паннония": венгр в СССР

Страницы истории

 

На днях известный вятский коллекционер мотоциклов и конструктор интересных девайсов Юрий Веснин сказал мне, что достался ему наконец мотоцикл "Паннония".

Те, "кому за 40", должны помнить еще такую иномарку советских времен.

Действительно, тогда мотоциклы "Паннония" венгерского производства наряду с чехословацкими "Явами" поступали в Советский Союз. (Другого импорта из мототехники я что-то не припомню. Ну разве что в очень ограниченных количествах.)

Мотоцикл в те годы на фоне наших "Ижей" и прочих "Минсков-Восходов" выглядел просто великолепно: черный цвет (а поставлялся он нам почему-то непременно черным) к лицу любому мотоциклу, а блестящая окантовка придавала ему верх изящества.

Мотоциклы успешно продавались у нас в стране, составляя заслуженную конкуренцию "Явам".

ИСТОРИЯ МАРКИ

Моделей мотоцикла "Паннония" было несколько. Базовая модель - "Паннония ТЛФ" (годы выпуска 1956-1971). "Паннония ТЛД" отличалась системой зажигания, использовался 60-ваттный генератор; ТЛБ отличалась от ТЛФ раздельными седлами; ТЛС с форсированным двигателем и люксовая модификация ТЛЛ. Наиболее распространены были "Паннония ТЛФ" и в меньшей степени "Паннония ТЛЛ".

Выпускался мотоцикл на бывшем авиационном заводе «Чепель». На этом же заводе производились дизельные грузовики, велосипеды, легкие мотоциклы "Данувиа" и "Чепель", мотороллеры "Пани", мопеды "Берва". Мотоциклы марки "Паннония" впервые вышли из стен завода в 50-х годах прошлого века.

Мотоцикл получился простым и неприхотливым в эксплуатации. Чугунный цилиндр крепился четырьмя шпильками к картеру, две выхлопные трубы, традиционная двухканальная петлевая продувка. Двигатель не отличался большой мощностью, в ходе модернизации с 10 лошадиных сил она поднялась до 18. Между головкой и цилиндром прокладка отсутствовала. Карбюратор также не отличался сложностью конструкции, очистка воздуха осуществлялась с помощью сетчато-масляного фильтра. Картер был общий для двигателя и коробки передач. Передняя передача – цепная, в отличие от 250-кубовых мотоциклов "Чепель", где применялась шестеренная. Передняя вилка телескопическая, но без гидравлических амортизаторов. Зажигание на основе магдино, что уже в то время было устаревшим. Магдино имело четыре катушки: одна на зажигание, две на осветительные приборы и еще одна на подзарядку аккумулятора. Разделение цепей освещения и зажигания позволяли при возникновении проблем, не связанных с зажиганием, добраться до дома. Но в то же время свет фары на малых оборотах мотора был явно слабым.

Из прогрессивных для того времени технических решений можно отметить герметично закрытую цепь задней передачи, дуплексную раму, маятниковую подвеску заднего колеса (в то время была распространена свечная подвеска) и тормозные барабаны на всю ширину ступицы.

Нельзя не упомянуть и различные мелочи, к которым конструкторы относились очень серьезно. Так, мотоцикл был оснащен и боковым упором, и откидывающейся подставкой. Часть деталей была хромирована: обод колеса, глушители и выпускные трубы, ободок фары. Другая часть из полированного алюминия: тормозные барабаны, детали крышек картера мотора. Цилиндр был покрыт черным жаростойким лаком. Благодаря всему этому внешний вид мотоцикла вызывал восхищение.

Несмотря на небольшой объем двигателя, мотоцикл был рассчитан на эксплуатацию с боковой коляской. Для него был спроектирован очень легкий боковой прицеп с алюминиевым кузовом. Назывался он "Дуна" и имел вес всего 70 килограммов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ "ПАННОНИЯ-250 ТЛФ" ОБРАЗЦА 1964 ГОДА

Двигатель - бензиновый, двухтактный

Объем - 247

Диаметр цилиндра и ход, мм - 68х68

Степень сжатия - 7,2

Питание - смесь бензина с маслом, в пропорции 20:1

Зажигание - магдино, аккумулятор 6 вольт

Мощность -14 л.с./10 кВт при 5250 об/мин

Коробка передач - четырехступенчатая

Длина, мм - 2100

Ширина, мм - 680

Высота, мм - 980

База, мм - 1380

Дорожный просвет, мм - 130

Масса в снаряженном состоянии, кг – 162

В нашей стране мотоцикл "Паннония" обрел своего почитателя благодаря прочной ходовой части, большому бензобаку и отличным тяговым показателям, которые были достигнуты посредством хорошо подобранного передаточного числа коробки передач и большого крутящего момента. Тем более что у нас всегда ценилась надежность техники, а "Паннония" оказалась готовая к эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, не требовательной к топливу и расходным материалам. Достаточно сказать, что двигатель мог работать практически на любом сорте бензина.

К семидесятым годам, несмотря на несколько модернизаций и несомненные достоинства мотоцикла, "Паннония" заметно устарела. Фирма приобрела лицензию на модель "Ямаха ИДС2" и стала выпускать ее как "Паннония П20", которая оказалась дороже предшествующих моделей. Но из-за проблем с поиском рынков сбыта завод был вынужден свернуть производство. Далее он уже больше не выпускал мотоциклы, а перешел на производство велосипедов. Так закончилась история этих мотоциклов…

Ну а теперь отреставрированную мастером легендарную модель можно будет увидеть на ретропарадах и в нашей области.

Интересный факт

В фильме "Покровские ворота" Савранский увозит Хоботова и Людочку из больницы на мотоцикле Pannonia T5 с коляской, что является киноляпом, так как действие фильма происходит в 50-х годах XX века, а производство модели T5 было начато в середине 60-х.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 06.10.2014

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить