На праздновании Дня Победы многие горожане с удовольствием посмотрели и прокатились на троллейбусе из 70-х годов марки ЗиУ-5. А после торжеств пришлось ехать по городу за стареньким троллейбусом ЗиУ-9…
Бедолага, десятки раз перекрашенный, залатанный-заваренный со всех сторон, с замененными агрегатами, он на своей службе разменял уже второй, если не третий десяток лет. И тысячи километров по ухабистому вятскому асфальту.
— Хлам, - скажете вы. - Давно пора списать, и на свалку.
И будете правы... Но только отчасти. Потому что именно такое отношение – как к устаревшему хламу - было в начале 70-х и к отслужившим свое троллейбусам МТБ-82. А потом и пришедшим к ним на смену ЗиУ-5. А еще раньше, к 1948 году, к фанерным троллейбусам ярославского завода…
И если благодаря энтузиастам Кировского троллейбусного управления МТБ-82 и ЗиУ-5 удалось сохранить как память (и прошедшее 9 мая тому подтверждение), то ни одного экземпляра ЯТБ-1 для истории в городе найти уже не удалось.
Конечно, и нынешние «ходячие раритеты» пора списать. Еще несколько лет, и им, вероятно, придет конец. Но тут есть надежда, что в КТУ к двум историческим машинам прибавится третья. Еще есть из чего выбрать...
ДАЛЕКИЕ СЕМИДЕСЯТЫЕ...
Эксплуатация троллейбусов ЗиУ-9 началась в 1973 году. Практически 40 лет назад! Троллейбусы этого типа (но более поздних модификаций) используются в Кирове и сейчас. Первая партия кировских ЗиУ-9 проработала на маршрутах до 1987 года.
По тем временам ЗиУ-9 имели «авангардный внешний вид», пневматическую подвеску (без рессор), более низкую, чем у предшественников, посадку. Но самым главным их достоинством стали три входные двери. Салон освещался лампами дневного света.
Первой вышедшей на улицы 22 августа стала машина с бортовым номером 253. К ноябрю на кировских маршрутах работали уже пять ЗиУ-9. Новые троллейбусы пустили по новым маршрутам – 5-му и 10-му.
Однако не все было гладко с освоением новой модели. Еще восемь машин простаивали в депо из-за отсутствия пневмоэлементов... Но и эти проблемы в итоге преодолели.
Проезд в 70-е годы стоил в Кирове 4 копейки. А новые троллейбусы часто украшали надписями не рекламного характера, а вот такими: «Бригада высокой культуры труда», «Лучший водитель-наставник», «Мастер отличного вождения» и другими. Теперь это все забыто, но «ветераны» ЗиУ-9 помнят лучшие времена...
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
ЗиУ-9 (также ЗиУ-682) — советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Аббревиатура ЗиУ происходит от полного названия завода-изготовителя (Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусный Завод имени Урицкого), расположенного в г. Энгельсе Саратовской области.
Первый прототип ЗиУ-9 был построен еще в 1966 году. Элементы внешнего вида и ряд конструктивных решений были заимствованы у современных для того времени зарубежных машин фирм MAN и Chausson. По сравнению со своим предшественником ЗиУ-5 троллейбус ЗиУ-9 имел более вместительный, легкий и технологичный сварной стальной корпус вместо клепаного алюминиевого. Трехдверный кузов троллейбуса (с узкой передней дверью) имел большую площадь остекления по сравнению с ЗиУ-5. В рулевом управлении применен гидроусилитель.
На базе троллейбуса ЗиУ-9 еще в 1978 году был выпущен первый прототип четырехдверного сочлененного троллейбуса ЗиУ-10 (ЗиУ-683). Освоение производства данной модели, потребность в которой остро испытывали многие города СССР, растянулось на долгие годы, но так и не вышло на «заданную планку»...
Практически, ЗиУ-9 находится в серийном производстве с 1972 года по настоящее время, пережив несколько модернизаций. Большой объем выпуска этой модели позволил ей стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе, начиная с конца 1970 годов. Этот статус в значительной степени сохраняется и в современной России. Всего было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9, что позволило им стать также и самой многочисленной моделью троллейбуса в мире. Во время существования СССР троллейбус ЗиУ-9 экспортировался в Болгарию, Югославию, Венгрию, Румынию, Финляндию, Польскую народную республику, Грецию, Аргентину, Колумбию, Монголию.
Вот такая богатая история длиной в четыре десятилетия. Так что не ругайте «старика» ЗиУ-9, трясясь в нем по кировским дорогам. Ведь ему скоро на покой. А может быть, именно тот, в котором вы едете, и станет музейным экспонатом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Количество мест для сидения – 27
Полная вместимость, чел. – 118
Масса снаряженного троллейбуса, кг – 10 100
Полная конструктивная масса троллейбуса, кг – 18 200
Мощность тягового двигателя, кВт – 125
Максимальная скорость, км/час – 60
Максимально преодолеваемый подъем, % - 8
Время разгона от 0 до 50 км /час, сек – 26
Минимальный радиус поворота, м – 12
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 29.05.2013