• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Вятские "Черемушки"

Страницы истории

 

История улиц в фотографиях: Авиационная – Чапаева.

История автотранспорта, безусловно, неразрывно связана с дорогами и улицами, по которым мы ездим. Давайте вспомним сегодня историю еще одной из кировских улиц – улицы Чапаева.

Было время, когда улица Чапаева называлась Авиационной. (Говорят, в первых кирпичных домах на этой улице проживало много летчиков.) Улицей Чапаева она стала в начале 60-х… Помню, как мы младшими школьниками ходили в гости к моему однокласснику, проживавшему на ул. Чапаева в доме № 8. (Ну не совсем "ходили": последние десятки метров он нес меня на закорках, потому что я был без сапогов, а в свежезаселенном микрорайоне была непролазная грязь.) А вот как называлась местность между слободой Соловьи и поселком Мининский, сегодня не могут вспомнить даже старожилы Вятки. Помнят только одно – в средине шестидесятых этот микрорайон стал называться "Черемушки". Почему? Однако обо всем по порядку.

 РОЖДЕНИЕ ВЯТСКИХ "ЧЕРЕМУШЕК"

31 июля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало новому жилищному строительству. В Кирове с 1960 года начали появляться хрущевки в кирпичном исполнении – в основном на Октябрьском проспекте. Но строить их было при технологиях того времени долго и хлопотно. Устранить проблему решили за счет строительства временного (прошу запомнить) жилья. То есть панельных домов. Первые панельные хрущевки были рассчитаны на 25 лет эксплуатации. Постановление предписывало разработать типовые проекты, призванные резко удешевить строительство жилья для трудящихся – все для того, чтобы к 1980 году, «когда наступит коммунизм», каждая советская семья встретила бы его в своей квартире. Дома нового типа отличались низкими потолками, были малогабаритны по площади, санузел совмещен, внутренние стены - со слабой звукоизоляцией.

Решение властей докатилось до нашего города спустя почти десять лет… Только в 1963 году дал продукцию кировский завод крупнопанельного домостроения.

Прототипом для первых хрущевок стали блочные здания (Plattenbau), строившиеся в Берлине и Дрездене с 1920-x годов. Почему же в Кирове появились "Черемушки"?

Да потому что еще в 1958 году поля вокруг подмосковной деревни Черемушки стали первой стройплощадкой, где в сжатые сроки из готовых домостроительных конструкций возводились пятиэтажные дома.

Конечно, с поправкой «на провинцию» все получилось намного хуже и дешевле, чем в столицах: если проекты хрущевок для Москвы в большинстве своем были с черепичными или шиферными крышами, то в более холодном Кирове дома имели более дешевые в исполнении плоские битумные крыши с низким чердачным пространством, обычно засыпанным изоляционным материалом. (Недоступные для кошек, эти пространства стали местом гнездования диких голубей, воробьев и т. п.) Наружные стены выполнялись из легких газобетонных панелей. Если в Москве их облицовывали кафелем, то в Кирове (и так сойдет!) был голимый бетон, в лучшем случае присыпанный мелкой каменной крошкой. Подъезды: в столице - кафель, у нас дешевая масляная краска. И так далее.

 ИДЕОЛОГИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Высота пять этажей была выбрана потому, что по тогдашним нормам это была наибольшая этажность, при которой разрешалось строить дома без лифта. Типовая 3-комнатная "хрущоба" имела две спальни (6 и9 кв. м), гостиную (15 кв. м), совмещенный санузел2,2 кв. м, тесную прихожую со встроенным шкафом и крошечную кухню (5,5 кв. м) - общая площадь около53 кв. м. Потолки в санузлах всего2,3 м. Самая распространенная «двушка» была, соответственно, намного меньше (42-43 кв. м).

Идеологическое и научное обоснование строительства хрущевок сводилось к следующим пунктам:

— коммунальная квартира не являлась проектом советской власти, а была результатом экономии средств во время индустриализации;

— проживание нескольких семей в одной квартире — ненормально и является социальной проблемой;

— коммунальные квартиры — экономически невыгодный тип жилья, не удовлетворяющий современным требованиям.

Однако не спешите радоваться за вятских новоселов 60-х годов, выбравшихся из бараков и подвалов и получивших квартиры в "Черемушках". К примеру, семья моего одноклассника из трех человек проживала в одной комнате "двушки". В маленькой комнате жила какая-то бабка. И практически так (или еще плотнее) жил весь подъезд. Весь дом! Все "Черемушки"!

Последние годы улица интенсивно застраивалась, особенно с западной стороны, и деревянный поселок Мининский с его Газетными переулками практически исчез. В советское время главной достопримечательностью улицы считался легендарный ресторан "Русская тройка" (в народе – "конюшня").

Ну и на прежних лет фото – авто, соответствующее эпохе. Вот на этом и - по, извините, этому и ездили.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 29.09.2014 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить