• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

На реке – навигация…

Страницы истории

Действительно, на Вятке навигация. И даже туристский теплоход. Заметьте, летом у города все больше красивых моторных лодок – почти как в былые времена. Поэтому сегодня поговорим о перипетиях любительского водного транспорта в России.


…В СССР первые попытки наладить производство подвесных лодочных моторов предпринимались еще до войны (к примеру, мотор «Пионер»). Однако эти попытки были неудачными. Массовый выпуск подвесных лодочных моторов в стране начался только в 50-х годах.
В истории отечественных подвесных моторов прослеживаются несколько основных периодов:
1. «Становление» (50-60-е годы) - время, когда шло освоение выпуска большинства марок подвесных лодочных моторов.
2. «Золотой век» (70-е годы) - время наиболее массового выпуска и наиболее полного типажа подвесных лодочных моторов.
3. «Упадок» (с начала 80-х до середины 90-х годов) - период, когда сначала из-за безграмотной политики в отношении водномоторников, а затем и экономического упадка в стране был существенно сокращен типаж подвесных лодочных моторов, и снижены объемы их производства.
4. «Возрождение» (с середины 90-х до середины 2000-х годов).
5. «Окончательный упадок» (с 2008 года), когда серийное производство моторов в России было прекращено полностью, и их вытеснили «иномарки».
Первым массовым лодочным мотором, предназначенным для продажи населению СССР, был мотор «Стрела». Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», ЛМ-1, ЛМР-6) поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки, «Стрела» позволила приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически с него взяла свое начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных моторов «Стрела» была снята с производства. Однако рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки, продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы. Однако отдельные экземпляры, в том числе на Вятке, эксплуатируются до сих пор.
В 60-е годы в СССР лодочный мотор «Москва» представлял собой наиболее современную конструкцию (в качестве прототипа для мотора «Москва» был выбран мотор «Scott AtWater», выпускаемый в США с 1950 года). На смену ей пришло семейство «Ветерков».
В 1984 году мотор «Ветерок-12» был снят с производства. Причиной послужила кампания по ограничению эксплуатации маломерного флота, проводимая в СССР с 1981 года.
Все серийные подвесные лодочные моторы производства СССР выполнялись по классической схеме. Двигатель - двухтактный, бензиновый, карбюраторный, как правило, двухцилиндровый. Передача к гребному винту - через угловой конический редуктор, расположенный в подводной части. Как правило, редуктор обеспечивал реверс (за исключением моторов малой и особо малой мощности). Охлаждение двигателей - водяное, забортной водой (кроме мотора «Кама», выполненного на базе двигателя бензопилы «Дружба» с воздушным охлаждением). Выхлоп отработавших газов осуществлялся в воду через патрубок, выведенный за гребной винт.
Недорогими были в то время и лодки – многочисленное семейство «Казанок», «Обь», дефицитная «Серебрянка» с каютой, «Крым» и другие, что способствовало водномоторному туризму. Выпуск всех модификаций «Казанки» было остановлено в 1978 году. К этому времени количество выпущенных лодок серии «Казанка» превысило 200 000 штук. Такая массовость производства и невысокая стоимость сделала «Казанку» очень популярным водным транспортным средством. Вообще, надо сказать, в конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого века «водномоторный отдых» получил бурное развитие. Садоводство еще не поглотило досуг большинства горожан, да и Турция с Египтом даже в мыслях не могли составить конкуренцию речному берегу. Это был золотой век маломерного флота. Владельцы лодок активно столбили прибрежные места (Атары, Разбойный бор, Вишкиль) для отпускного проживания. В основном – в палатках, в основном – семьями. «Ходили» даже на Волгу, благо на Вятке мотолодочников часто выручали баржи-самоходки ГТМ-62, которые краном могли погрузить лодку с экипажем на борт и провезти некоторое время.
Всех водных туристов, рыбаков и охотников подкосило немереное вздорожание цен на бензин в 90-х (прожорливые «Вихри» стало не прокормить). Да и в результате ажиотажа на цветмет было украдено и истреблено множество дюралевых лодок.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Но, замечу, последние годы водномоторный туризм (да и вид транспорта) на Вятке начал понемногу возрождаться. На смену «Ветеркам» и «Вихрям» пришли «Ямахи» и «Хонды». А советские дюралевые лодки оказались настолько живучи и прочны, что при умелой реставрации превращает их во вполне современные комфортабельные плавсредства. Например, в «Меркурий-сервисе» (известном нам реставрацией ряда ретроавтомобилей) к сезону сделали шикарную «Казанку» и даже украсили ее аэрографией.
— Лодка «Казанка-5М» была приобретена в страшненьком виде, - рассказывает ее владелец, мастер автосервиса Константин Зорин. - Решили ее привести в порядок. Установили 50-сильный мотор «Хонда», с ним она развивает скорость до 60 км/час, при расходе 15-20 литров, в зависимости от нагрузки. Расцветку и рисунки для нанесения аэрографии выбрали сами.
Единственное, при работе с дюралем пришлось использовать другие технологии, грунты (первичный и вторичный), но краска – обычная автомобильная. Все делалось по технологии автосервиса, в камере. Сварка в аргоне и т.п.
Я считаю, что увлечение водным маломерным транспортом у нас возрождается – ведь еще лет пять назад такого интереса не было. Лодка с мотором обходится в среднем от 200 тыс. руб., и тюнинговать ее можно до бесконечности. Кто-то находит старые лодки в деревнях - восстановить их в цивилизованном виде в автосервисе обойдется в 30-35 тыс. руб.
Вместо палатки – съемный тент, вдвоем в лодке можно спать, как в палатке. Теперь на такой лодке можно без проблем отправиться в путешествие, хоть до Камы. Кстати, если мотор у вас мощнее 10 л.с., то необходимо пройти курсы и сдать на «права». Платится и транспортный налог, например, с 50-сильной «Хонды» - 1000 рублей в год. Лодка регистрируется с выдачей судового билета.
…Но, думается, все эти препоны преодолимы, и в наступившей навигации многие десятки россиян порадуют себя водномоторными путешествиями. Отрадно, что это явление и в нашем регионе начинает возрождаться.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 29.05.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить