• История автозвука

    | Смотрите www.sw-st.ru гидроизоляция terraco flexicoat.
      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Электрон", который не был скутером

Страницы истории

 

Забытый юбилей: 40 лет третьему вятскополянскому мотороллеру

Что поделать, нарастает техническое невежество среди молодежи!

— А это что у вас за скутер? – спросили меня молодые люди в гараже. – Китайский? Мы таких не видели.

Пришлось практически читать целую лекцию по вятским мотороллерам в целом и по "Электрону" в частности. Просветились. Слушали, замечу, с интересом.

Да что там вятские тинейджеры! Даже в серьезных фильмах о 50-60-х годах, например, в недавной "Оттепели", героиня запросто говорит: "Останови свой скутер!"

Ну не было тогда в СССР скутеров. Были мотороллеры.

Кстати, один из них – "Вятка-Элетрон" - отмечает на днях свое сорокалетие.

Обидно, что о прославленном вятском бренде нынче в области даже не вспомнили. Ну, кроме нас, конечно…

 Итак, в конце 1974 года в Вятских Полянах был налажен выпуск очередной модификации мотороллера – "Вятка-Электрон". Отличий между ним и предшествующим В-150М было немного. Принято считать, что "Электрон" уникален разве что электронной системой зажигания, впервые примененной в отечественном автомобиле- и мотоциклостроении. Этот пункт самый важный, но далеко не единственный. Тиристорная система зажигания, конечно, это отлично. Вкупе с новой формой днища поршня (она стала ровно выпуклой, исчез треугольный выступ-"гребень") и повышением степени сжатия до 8, она добавила 150-кубовому мотору мощи. Теперь мощность двигателя мотороллера "Вятка" составляла 7 лошадиных сил (встречал я в литературе данные, что мощность мотора составляла 9 л.с., но это надо проверять). И довольно-таки тяжелую (по нынешним меркам) двухколесную машину можно было разогнать, согласно паспорту, до максимальных 80 км/час. Правда, от некоторых мотороллеролюбителей приходилось слышать, что "Электрон" способен разогнаться до сотни.

Внешне "Электрон" был привлекателен — его очертания оригинальны и стремительны. Но скажу, что он обязательно требовал яркой окраски. Ему совершенно были противопоказаны тусклые цвета и их случайные сочетания, которые не привлекают покупателей. А завод в конце выпуска иногда красил свои машины в довольно блеклые или серенькие тона.

…Судьба "Электрона", увы, оказалась несчастливой. С сайта завода «Молот»: "В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала обвально снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов "Ява" (Jawa). В конце 70-х базы "Спортторга", через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства "Электрон", и история мотороллеров "Вятка" оборвалась. Только через несколько лет после развала СССР, в конце 90-х, вятский завод предпринял попытку выпускать 50-кубовые скутеры "Стриж", скопированные с модели восточногерманской фирмы "Зимзон" (Simson)». Но история "Стрижа" оказалась еще короче славных "Вяток".

 9000 КИЛОМЕТРОВ НА "ЭЛЕКТРОНЕ"

А ведь были времена и свершения. Например, в 1974 году вятскополянский завод организовал пробег протяженностью 9000 километров по маршруту Алма-Ата — Фрунзе — Ташкент — Ашхабад — Баку — Краснодар — Одесса — Кишинев — Киев — Москва — Вятские Поляны. Он был посвящен очередному юбилею ВЛКСМ и ставил целью пропаганду мотоциклизма, изучение спроса, условий эксплуатации, обслуживания, ремонта и, конечно, проверку работоспособности "Электрона" в разных регионах страны. Среднеазиатскую часть маршрута проехал приглашенный в пробег сотрудник журнала "За рулем". Интересны его воспоминания:

"…Двенадцать участвовавших в пробеге мотороллеров не были предварительно обкатаны и специально подготовлены. Это дало возможность проследить их поведение в довольно напряженном режиме работы, поскольку ежедневный пробег составлял 250-350 километров.

Первые 1500 километров мы шли не быстрее 60 км/ч, чтобы дать возможность приработаться деталям двигателя. Было заметно, как по мере обкатки прибавляется его мощность: с каждым днем все легче брали подъемы и быстрее разгонялись. Отрадно отметить, что перевалы, которых немало было в предгорьях Памира, мотороллеры преодолевали, не задерживая общий поток транспорта. На ровных же участках, если не было встречного ветра, колонна уверенно двигалась со скоростью 70 км/ч. О ветре приходится говорить потому, что мотороллер очень чувствителен к нему из-за большого лобового сопротивления, оказываемого щитом и водителем, и сравнительно малого запаса мощности. Путешествие на мотороллере, движущемся со сравнительно небольшой скоростью (нет худа без добра!), не только меньше утомляет водителя, но и дает возможность острее ощущать природу, лучше рассмотреть и запомнить все, что встречается на пути. Лишний раз убедился в этом, открывая для себя множество красивейших мест, один вид которых приносит радость и поднимает настроение. Мимо них проносился когда-то, сидя под крышей автомобиля или в седле мощного мотоцикла, со скоростью, не позволяющей отвести взгляда от ленты дороги".

Остается добавить, что "Электронов", особенно у нас в области, сохранилось еще достаточно. Они прошли стадию "хлама" и стали коллекционной редкостью. Причем отдельные владельцы-энтузиасты реставрируют их до такого состояния, которое по всем параметрам превосходит качество выпущенных с завода машин. Например, на сайте "Советские мотороллеры" первое место за реставрацию своего аппарата получил руководитель Кировского троллейбусного управления.

Еще вспомню, что последняя партия выпущенных в Вятских Полянах мотороллеров "Электрон" попала под грандиозное наводнение 1978 года. Таких "утопленников" продавали потом как некондицию по 75 рублей при обычной магазинной цене 370 руб.

Один из них достался автору этих строк. Служит (иногда) до сих пор.

 С 40-летним юбилеем тебя, вятский бренд - мотороллер "Электрон"!

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры  нет данных

Колесная база 1300 мм

Двигатель         Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный

Рабочий объем              148 см3

Мощность         7 л.с. при 5000 об/мин

Масса   120 кг

Максимальная скорость           80 км/ч

Расход топлива              3,1 л/100 км

 

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 08.09.2014 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить