• История автозвука

    |
      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Советская "канарейка"

Страницы истории

 

Не так давно в городе появился новый автомобильный памятник. На этот раз, к очередному юбилею Госавтоинспекции, ВАЗ-2101 в боевой раскраске ГАИ СССР установлен перед зданием областной ГИБДД на Преображенской.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Датой образования автоинспекции в СССР считается 3 июля 1936 г. Первые годы техническое оснащение орудовцев (Организации Управления Движением) находилось в плачевном состоянии, неизменными оставались лишь свистки и жезлы. Подразделения остро нуждались в технике, которой не хватало катастрофически. Поэтому до войны самым распространенным транспортным средством орудовцев были мотоциклы. Только после войны, с запуском массового производства "Побед" и "Москвичей", этими автомобилями начали, пусть и медленно, "вооружаться" ОРУДы.  Но и при этом до середины 50-х транспортное обеспечение ОРУД все еще оставляло желать лучшего. Во многих областях, в том числе и Кировской,  Управлению ОРУД полагался один, максимум два автомобиля, и, как правило, это была уже списанная из других организаций техника. Даже мотоциклы стали массово поступать на вооружение лишь после 55-го года. Пo-настоящему массовая автомобилизация органов ОРУД-ГАИ началась после воссоздания в 1968 году МВД СССР. Но давайте по порядку.

"СИНИЙ" ПЕРИОД

С 1920-х годов и вплоть до окончания Второй Мировой войны основными автомобилями милиции были автомобили марок ЗИС и ГАЗ. Это были и легковые и грузовые автомобили и автобусы.

Одним из первых отечественных авто на службе милиции стал "Москвич-400" с 27-сильным мотором. Маломощных двигателей "Москвичей" вполне хватало для несения патрульно-постовой службы на дорогах. Погони за нарушителями были настолько редки, что оборудовать ради них патрульные автомобили ОРУД какими-то особенными двигателями не имело смысла, да и основными участниками движения, за очень редким исключением, были точно такие же "Москвичи" и "Победы", чья разгонная динамика соответствовала оперативным автомобилям, состоящим на службе в милиции. К тому же на дорогах в то время преобладали вовсе не легковые автомобили, а грузовые, которые, по понятным причинам, передвигались еще медленнее, чем легковые.

Сразу после окончания  войны, в 1946 году была выпущена первая модель легендарного автомобиля ГАЗ-М20 "Победа", который сразу же приобрел популярность. На нем перемещались высокопоставленные чины партии СССР, также часть автомобилей была выделена для нужд млилиции. 1950-е годы стали настоящим прорывом в области автомобилестроения в СССР. И в милилции стали появляться автомобили грузовики и автобусы марок ПАЗ, РАФ, Москвич, УАЗ. В 1957 году вышел с конвейера автомобиль ГАЗ-21 "Волга", ставший излюбленным средством передвижения милицейского начальства.

В 1960-е годы появилось несколько обновленных модификаций автомобиля марки "Москвич", УАЗ, ГАЗ. В первую очередь все новые автомобили поставлялись в милицию или для нужд партии и только через несколько лет становились доступны рядовым гражданам.

"ЖЕЛТЫЙ" ПЕРИОД

Начиная с 1970-х годов для милицейских нужд начали использовались автомобили "Волга" и "Жигули". Помимо этого, в декабре 1972 года с конвейера сошел первый УАЗ-469, отличный для тех времен автомобиль, обладающий незаурядными внедорожными свойствами. Применяется в милиции и в настоящее время. В конце 1970-х годов появился первый автомобиль "Нива", обладающий отличными ходовыми качествами в условиях бездорожья. Автомобили этой марки сразу же пополнили штат техники милиции. В 1980-е годы милиция, в основном, укомплектовывалась более новыми модифицированными автомобилями марок ВАЗ и ГАЗ. Была также попытка в конце 1980-х годов использовать автомобили "Москвич-2141", но эта идея распространения не получила.

В начале 1990-х для нужд МВД и ГИБДД (ГАИ) стали приобретать автомобили иностранных марок - Ford, Audi, Toyota и др. Так как отечественные автомобили не значительно уступали в скорости (и до сих пор уступают) иномаркам. Но все же большинство автомобилей, применяемых милицией в наше время - это автомобили отечественного производства

В сельских районах основными автомобилями милиции оставались долгое время автомобили марки УАЗ-469 (в народе называемый "бобик") и УАЗ-452 ("буханка") из-за их хорошей проходимости по пересеченной местности. В последнее время почти все заменены на УАЗ-2206 и УАЗ-3909 (все та же "буханка", только обновленная).

 О РАСКРАСКЕ

Поясним про "синее" и "желтое"…

Первые автомобили даже не имели специальной окраски. Лишь 31 декабря 1953 года вышел приказ МВД СССР № 266 "О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции", согласно которому автомобили и мотоциклы органов внутренних дел должны были окрашиваться в темно-синий цвете красной полосой и иметь надпись "Милиция". В большинстве случаев на местах придерживались общего правила, но на части автомобилей появлялись более конкретные надписи: "ОРУД", "ГАИ" или "Госавтоинспекция". Стандарт на окраску специальных автомобилей продержался до 1962 года, когда па смену основному темно-синему цвету пришел бирюзовый.

Привычных нам сине-красных "мигалок" милицейские автомобили тогда не имели, да и самого понятия "проблесковый маячок" еще не существовало. На крышах некоторых милицейских автомобилей, над ветровым стеклом, устанавливалась обычная фара из белого матового стекла (промаркированная красной буквой "А"). Во время оперативного выезда эта фара работала в мигающем режиме, чем привлекала внимание прохожих и сообщала другим участникам движения о том, что данный автомобиль имеет право отступать от правил при проезде перекрестков и нарушать установленный скоростной режим. Однако подобные "спецсредства" применялись в единичных случаях, большинству машин ОРУД "прожектор" и вовсе не полагался. Наоборот, машины ОРУД должны были служить примером для подражания другим участникам движения.

Третий вариант раскраски служебных автомобилей милиции был принят в 1968 году и сохранялся до распада советской империи: желтая машина, синяя полоса, на ней надпись милиция. Для а/м ГАИ - герб СССР на передней двери.

Именно в таком варианте расцветки и установлен ВАЗ-2101 у кировской ГИБДД.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 02.09.2014 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить