• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

ЗИС-110 в Кирове

Страницы истории

Еще одна интересная старинная фотография. На ней – стоянка машин возле здания правительства области (тогда – облисполком и обком партии). Среди «Побед» и 400-х «Москвичей» весьма выделяется «породистый» автомобиль. При увеличении можно понять, что это лимузин правительственного класса – ЗИС-110.


Однако! Сто десятый ЗИС в Кирове! В конце пятидесятых или самом начале шестидесятых. Это событие. Кто мог ездить на нем? Тогдашний руководитель области – первый секретарь обкома Александр Пчеляков, прозванный «вятским диктатором»? Может быть, может быть... Он пользовался сильной поддержкой Москвы, хотя и был снят с должности в 1961 году «за допущенные серьезные ошибки в руководстве сельским хозяйством». Или Петухов, который пришел ему на смену? А может быть, это были важные гости из Москвы?
Как бы то ни было, истину следует искать в архивах, так как сегодня в гараже правительства области об этой машине никто ничего не знает. Поговорим же пока о самом автомобиле.

ВНЕШНЕ - КАК «ПАККАРД»
В одну из зимних ночей инженер Московского автозавода им. Сталина товарищ Островцов был неожиданно вызван в Народный комиссариат среднего машиностроения. Здесь, в затемненном кабинете, нарком передал инженеру важное правительственное задание, осененное распоряжением самого Сталина: приступить к проектированию нового семиместного легкового автомобиля.
Стоял февраль 1942 года. Заводы, упакованные в эшелоны, ехали на Урал, в том числе в Киров, и дальше, в Сибирь. А тут... проектирование лимузина. Впрочем, задавать лишние вопросы тогда не было принято.
Вскоре после этого знаменательного события с Островцовым беседовал директор автозавода Лихачев: «Когда именно закончится война, никто сегодня не знает. Но когда бы она ни закончилась, в год Победы мы должны выпустить автомобиль, который продемонстрирует всему миру высокий уровень советской техники...»
Работать пришлось в непростых условиях. Но несмотря на это уже 20 сентября 1944 года первый образец «110-го» был представлен на «смотрины» Сталину и его соратникам. Завод получил «добро», и 21 мая 1945 года начался серийный выпуск нового отечественного лимузина. Всего было выпущено 2089 машин, что для автомобиля подобного класса немало. Для сравнения: американский лимузин Packard-180, на котором ездил тогдашний президент США Рузвельт, был растиражирован в количестве всего лишь 672 машин.
Кстати, в качестве замены устаревшего еще до войны правительственного ЗИС-101 сам Сталин предложил сделать копию автомобиля «Паккард-180». «Паккарду» не повезло: Америка вступила в войну, и его выпуск был прекращен.
Есть также версия, автором которой является британский автоисторик Майкл Седжвик, состоящая в том, что СССР действительно обратился к фирме «Паккард» с просьбой продать кузовные штампы несостоявшейся модели, но фирмачи ответили, что эти штампы уже уничтожены, так как возобновление выпуска «Паккарда-180» не планируется.
В конце концов штампы были отлиты на нашем заводе и показали достаточную долговечность в расчете на мелкосерийное производство.
Несмотря на то, что за основу была взята внешность «Паккарда-180», это была самостоятельная советская разработка, похожая на американский автомобиль лишь декором, при этом имевшая существенные отличия в размерах, форме кузова и конструкции. Так, автор кузова художник-дизайнер Герман сделал все возможное, дабы внешность автомобиля как можно дальше ушла от нелюбимого им «американца». Он убрал подножки, придал передним крыльям большую округлость и обтекаемость, изъял из конструкции ниши для размещения в открытую запасных колес, а заднюю часть кузова сделал более покатой. Получившийся в итоге кузов ЗИСа по форме напоминал скорее «Бьюик-Лимитед» или «Кадиллак» последних довоенных моделей.

ЗИС В ДЕТАЛЯХ
Так что же это был за автомобиль? На ЗИС-110 стоял рядный 8-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 6 литров и мощностью 140 л.с. Максимальная скорость составляла 140 км/ч. Расход топлива - 25 л на 100 км. Заправлялся такой автомобиль бензином А-70.
На автомобиле ЗИС-110 впервые в советском автомобилестроении нашли применение независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, рычаг переключения скоростей на рулевой колонке, гидравлические толкатели клапанов, привод распределительного вала бесшумной пластинчатой цепью. Кроме того, впервые на отечественной машине стекла дверей поднимались и опускались при помощи электрогидравлических подъемников. Также лимузин имел хорошую шумоизоляцию, эффективную систему вентиляции и отопления, серийно устанавливаемый радиоприемник, мягкие сиденья (с набивкой из гагачьего пуха и обшивкой из бежевого драпа – материала, из которого тогда шили пальто).
Автомобиль имел множество модификаций. В 1952 году, например, было построено несколько спортивных автомобилей ЗИС-112 с форсированным двигателем мощностью 192 л.с., которые могли разгоняться до 200 км/час. А тремя годами раньше сталинский завод изготовил несколько автомобилей ЗИС-110 в модификациях «Такси» и «Скорая помощь». В том же году впервые увидел свет автомобиль ЗИС-110Б с открытым кузовом типа фаэтон. Фаэтоны ЗИС-110Б, начиная с 1955 года, сменили коней, которыми пользовались командующие парадами и принимающие парад на Красной площади в Москве, на Дворцовой площади в Ленинграде.
А каким образом один из этих шедевров отечественного автопрома ЗИС-110 попал к нам в Киров – будем выяснять...

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 1.04.2013

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить