• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Передвижные телевизионные...

Страницы истории

Многие из нас еще помнят футбольные матчи, концерты и массовые, а порой и просто «корпоративные» мероприятия, на съемки которых приезжали специальные автобусы телевидения. Назывались они ПТС - передвижные телестудии.


С 1958 по 1962 годы передвижной телестанции в Кирове не было - передачи велись исключительно из павильона. Конечно, первые годы «выездную съемку» еще только осваивали. Интенсивное использование ПТС в Кирове началось с 1965 года, когда председателем телерадиокомитета стал Геннадий Тимофеевич Фокин. Он был горячим сторонником прямых эфиров и репортажей, снятых при помощи передвижной телестанции, и всячески поощрял стремление работать с ПТС, видя в этом отражение живого дыхания жизни.

ЭТАПЫ ПУТИ
На заре развития телевизионного вещания, после того как Московский Телевизионный Центр на Шаболовке начал вещание в новом высоком стандарте разложения (625 строк при 25 кадров/сек.) в конце 1948 года, сразу же возникла задача организации внестудийного вещания в Москве. Весной 1949 года первая ПТС была построена, и в том же году, с начала открытия футбольного сезона, стали проводиться опытные передачи футбола со стадиона «Динамо», а зимой 1949-1950 гг. - хоккейные матчи. Продолжая небольшой экскурс в историю отечественных передвижных телевизионных средств, можно отметить, что оснащение Телевизионного Технического Центра (ТТЦ) в лучшие его годы было на самом современном уровне.
Экспериментальный отечественный образец передвижной телевизионной станции ПТС-47 создали во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевизионной техники (НИИ-380 в Ленинграде) в 1948 году под руководством А.А. Сапожникова.
За время эксплуатации опытных ПТС назрела необходимость в создании типовых образцов передвижных телевизионных станций для телецентров крупных городов Советского Союза. ПТС с тремя камерами КТ-5 начали разрабатывать в 1952 году во ВНИИ телевидения и к 1954 году изготовили первый образец под наименованием ПТС-52. Все оборудование станции разместили в одном автобусе ЗИС-155.
Но так как специфика работы станции подразумевала не только перевозку телевизионного оборудования к месту событий, но и работу видеорежиссера и видеотехника внутри станции непосредственно во время трансляции передачи, салон автобуса подходил для такой работы. Кроме того, ровную крышу автобуса можно было использовать как площадку для установки передающих телевизионных камер во время массовых мероприятий на улице.
В процессе эксплуатации этих ПТС стало ясно, что размещение рабочего оборудования в двух автобусах ЗИС-155 усложняет развертывание станции, это требовало увеличения обслуживающего персонала. Поэтому ВНИИ телевидения (которое к тому времени имело уже секретное название п/я 431) была разработана новая станция ПТС-3, сохранившая все технологическое оборудование предыдущей модели, но размещавшаяся теперь в одном автобусе ЗИЛ-158 (как мы видим на нашей фотографии). Серийное производство станции началось в Ленинграде в 1960 году.

НА ДВУХ АВТОБУСАХ
В 1964 году начались работы по проектированию ПТС с максимальным использованием полупроводниковых приборов и максимальной унификацией ее оборудования с телевизионной техникой второго поколения строившегося телецентра в Останкино. В 1972 году в Шяуляе на телевизионном заводе изготовили первые два экземпляра такой станции под наименованием ПТС-4. Всю аппаратуру станции разместили в специальном фургоне ЛиАЗ-5930, созданном чуть ранее для цветной станции «Лотос». Кроме основной машины в состав станции входил вспомогательный автобус ЛиАЗ-677. В нем перевозили передатчики и антенны радиолиний, дополнительные силовые и камерные кабели, звуковые и связные кабели, выносные блоки.
У телевизионной станции ПТС-4 было четыре камерных канала, а ее радиолиния обеспечивала на прямой видимости связь в любое время года и суток до 50 километров. Для своего времени станция ПТС-4 была достаточна совершенной, но ее серийное производство пришлось свернуть в 1977 году, так как эра черно-белого телевидения уже заканчивалась.
А с начала цветного телевизионного вещания в СССР парк передвижных телевизионных средств был оснащен ПТС фирм Thomson-CSF и Bosch Ferehsee. Эти ПТС верой и правдой служили почти два десятка лет (и это в российских условиях) и по мере старения заменялись на ПТС Шяуляйского телевизионного завода. (Сейчас ШТЗ - единственное предприятие на территории бывшего СССР, выпускающее ПТС.)
Потом были в Кирове ПТС и на других машинах, и на базе КАМАЗа, и на импортных автомобилях. Отличались они фирменным «стальным» цветом.

КОНЕЦ ЭРЫ ПТС
Передвижные телевизионные станции имели много недостатков. Они не могли работать на большом удалении от телецентра из-за ограниченных возможностей радиолиний, к тому же высотные здания и сооружения способны создавать вокруг ПТС отраженный сигнал, что значительно влияет на качество передаваемого изображения и звука. У огромных ПТС малая маневренность и проходимость, они требуют большого количества персонала и много времени для развертывания. Учитывая перечисленные недостатки, телевизионные бригады со временем стали использовать и другие специальные машины, сначала передвижные видеозаписывающие станции ПВС, которые могли работать в паре с ПТС и записывать «картинку» на видеомагнитофон, а после совмещенные по этим функциям универсальные передвижные телевизионные видеозаписывающие станции ПТВС.
В итоге кировские  автобусы и автомобили с передвижными телестанциями продали в другой регион еще в начале девяностых, когда началась эра видео. И вот уже второй десяток лет вместо автобусов, заполненных громоздкой аппаратуры, к месту съемки подъезжает легковушка с логотипом телекомпании, и с поставленной задачей справляются «камера-мен» со своим бетакамом и девушка-журналист с микрофоном в руках…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 12.03.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить