• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Трамвайное великолепие

Страницы истории

 

В столице прошел приуроченный к 155-летию московского трамвая парад ретровагонов. Постараюсь сделать для кировчан небольшой фоторепортаж об этом замечательном событии.

Возглавила парад конка – вагоны на конной тяге. Первым же электрическим был трамвай марки "Ф" (фонарный). Такие вагоны производили до революции на трех заводах: в Мытищах, Коломне и Сормово. С 1907 по 1912 годы в Москву было поставлено более 600 вагонов марки "Ф". Кстати, на всех старых трамваях впереди присутствует специальная полка. При срабатывании экстренного торможения она опускалась вниз и подхватывала человека, если тот оказывался на путях.

Следующий участник парада - вагон марки "БФ" (бесфонарный), множество которых ходили по московским улицам. Такие трамваи прожили невероятно большую "жизнь" с 1926 по 1974 годы. Достаточно упомянуть, что именно в салоне этого трамвая № 2170 Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича (Садальского) в телефильме "Место встречи изменить нельзя". Этот же вагон играл в фильмах "Покровские ворота", "Мастер и Маргарита", "Холодное лето 53-го", "Солнце светит всем", "Законный брак", "Миссис Ли Харви Освальд", "Похороны Сталина"...

А вот и вагон типа МТВ-82 с корпусом, унифицированным с троллейбусом МТБ-82, был разработан к 800-летию Москвы в 1947 году. К его созданию имеет отношение кировчанин Еремей Лейферов, главный конструктор троллейбуса МТБ-82. (О нем мы писали ранее в наших исторических выпусках.)

В 1959 году для Москвы закупили первую партию значительно более комфортабельных и технологичных вагонов Tatra Т2, открывших "чехословацкую эру" в истории московского трамвая. Прототипом этой машины послужил также американский вагон типа РСС.

…К сожалению, полный отчет о параде трамваев на одной газетной странице не предоставить. Но и эти картинки, думаю, произведут впечатление на всех любителей ретро-техники.

Также напомню, что открытие трамвайного движения в Кирове было запланировано на 1 ноября 1941 года. Первая трамвайная линия города должна была пройти по Октябрьской улице (ныне — Октябрьский проспект). Также было начато строительство депо на двести вагонов (на площади по ул. Октябрьской, ныне на этом месте расположен стадион "Родина"). Однако с началом Великой Отечественной войны работы пришлось заморозить.

Из воспоминаний старожилов города Гречухиных: "...На углу была подстанция. Ведь должна же быть тяга для предполагаемого трамвайного парка. Для него освободили место, вырубив загородный сад, потому что деревья посохли из-за выбросов чугунолитейного цеха завода. Построили для рабочих-трамвайщиков двухэтажный жилой дом, начали прокладывать рельсы. Но война внесла свои коррективы.

После войны в здании тяговой подстанции помещалась жилищно-ремонтная контора. Снесли и ее, построили корпуса авиационного техникума. Да, во время войны на этом месте находился лагерь для заключенных. Бараки. Четыре вышки по краям. Стояли автоматчики. В начале 50-х годов все это еще было".

А с 1 сентября 1942 года по первому участку трамвайной линии ходили служебные рабочие поезда от ж/д вокзала по Октябрьскому проспекту до современного ОДНТ, и даже планировалось расширение сети. Однако трамвайных вагонов в Кирове никогда не было, эти поезда ходили с паровозами.

Летом 1943 года трамвайное депо было разобрано для получения стройматериалов, и недолгая история кировского трамвая закончилась.

В итоге трамвай в Кирове так и не появился.

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 25.06.2014

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить