• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Автолегенда ХХ века - "Москвич-407"

Страницы истории

В нашем доме поселился замечательный сосед... Поселился-то давно. А замечателен сосед (звать его Николай Шевелев) тем, что ездит и бережно хранит одну из самых симпатичнейших машин в СССР - «Москвич-407».


Как-то я подстерег и сфотографировал во дворе автомобиль Николая Александровича, рассмотрев его внутри и снаружи. Да уж, хорош. Цвет, как сейчас говорят, «каталожный» - такие и выпускались в лучшие времена. Хром сияет – на фоне этого великолепия все остальные машины во дворе выглядят «бледными конями». Внутри, правда, торпеда заменена. Но главным минусом «Москвича-402/403/407» и было то, что на солнце пластик торпеды начинал сначала уродливо искажаться, а затем и крошиться.
В остальном же красавец. Даже завидно...

ДОГОНИМ И ПЕРЕГОНИМ…
Началась история этого «Москвича» в год 1958-й... Практически одновременно с началом серийного выпуска «Москвича-407» вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 442 от 17 мая 1958 года «О мерах по дополнительному развитию автомобильной промышленности». В нем МЗМА предписывалось поднять производство легковых автомобилей к 1965 году до 100 тыс. штук в год, ввиду высокого спроса на «Москвичи» внутри страны и их большого экспортного потенциала.
Это постановление не было лишено смысла. Уже в августе 1958 года на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе 407-й и 423-й «Москвичи» были отмечены золотыми медалями и дипломами, что значительно повысило престиж советских автомобилей за рубежом. Кроме стран соцлагеря, спрос на «Москвич-407» имелся в Финляндии, Норвегии, Бельгии и Греции.
Прочные, надежные, достаточно современные, но в то же время простые в эксплуатации и ремонте, «Москвичи» были вполне конкурентоспособны и на мировом рынке. По наследству от предыдущей модели «Москвичу-407» достался ряд новаторских особенностей конструкции: гнутые (панорамные) ветровые и задние стекла, телескопические амортизаторы двойного действия спереди и сзади, бесшкворневая подвеска передних колес. В стандартную комплектацию автомобиля входил радиоприемник. Ветровое стекло защищалось от запотевания теплым воздухом от встроенного отопителя. Сиденья в салоне раскладывались в ровное спальное место, а водительское к тому же получило способность быстрой продольной регулировки с помощью фиксирующего рычажка. Даже по европейским меркам в то время такое оснащение считалось богатым.

ПЛАМЕННЫЙ МОТОР
Назвать «Москвич-407» абсолютно новой моделью было бы неправильно. Запущенный в производство в 1958 году, он стал глубокой модернизацией выпускавшегося до него «Москвича-402». Главное отличие – мотор. На 407-й модели установили новый верхнеклапанный двигатель мощностью 45 л.с. вместо устаревшего нижнеклапанного силового агрегата мощностью всего 35 «лошадок». По тем временам – настоящий технический прорыв.
До запуска в серийное производство верхнеклапанные моторы устанавливались только на заводских спортивных машинах, которые участвовали в первенстве страны и показывали блестящие результаты. Эти успехи подвигли конструкторов И.И. Окунева, И.А. Гладилина и Я.В. Горячева на создание верхнеклапанного двигателя для серийного «Москвича». Конструкторы старались достичь компромисса между имевшимся оборудованием (замена всех станков не входила в планы МЗМА) и прогрессивной новой конструкцией. Альтернатива нашлась: блок цилиндров двигателя 407-го «Москвича» стали изготавливать на уже имеющихся на заводе станках. Принципиальной новинкой в моторе оказалась только алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением распредвала.

СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА
Сначала «Москвич-407» внешне почти не отличался от предыдущих «Москвичей-402». Распознать новинку помогали лишь косвенные признаки: сократилась в высоту хромированная «гребенка» на выступе дальней двери, а под заводской эмблемой появилась надпись «Москвич».
С декабря 1959 года – впервые на отечественных легковых машинах – стали устанавливать новую четырехступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой. Это улучшило динамические и эксплуатационные свойства машины, особенно на грунтовых и горных дорогах. Для улучшения дизайна выпускаемой малолитражки по моде тех лет кузов «Москвича-407» сделали двухцветным, а чтобы замаскировать переход от одного цвета к другому, на кузове ввели разделяющий молдинг из нержавейки. Двухцветные «Москвичи» «улучшенной комплектации» в основном шли на экспорт, а на капоте, под заводской эмблемой, появилась надпись «Москвич».
В 1960 году на автомобиле появилась новая облицовка радиатора, существенно изменившая «лицо» малолитражки, а также новые задние фонари с двумя, вместо трех, рассеивателями. Одновременно с этим боковой молдинг стал устанавливаться на все выпускаемые малолитражки, независимо от цветности.
Успехи Московского завода малолитражных автомобилей в освоении новой продукции не прошли незамеченными и вскоре были оценены по достоинству: в марте 1960 года за создание автомобиля «Москвич-407» МЗМА был награжден дипломом ВДНХ СССР первой степени. В советское время это было очень значимой наградой. И в то же время на смену «четыреста седьмому» уже готовилась новая, технически более совершенная «четыреста третья» модель, которая по ряду узлов и деталей была унифицирована со следующим поколением московских малолитражек. Последний автомобиль «Москвич-407» сошел с конвейера в октябре 1963 года . Всего было выпущено 359 980 автомобилей, из которых каждый третий – 120 903 – был поставлен на экспорт.

«407-Й» В КИНО
В 1965 году в СССР на экраны вышел фильм «Зеленый огонек». Зрители окунулись в привычную атмосферу Москвы 60-х годов: центр столицы, Ленинские горы, другие замечательные виды, жизнь москвичей… Популярная кинокомедия в то же время стала увлекательной экскурсией по городу. А в роли «экскурсоводов» выступили главный герой фильма: молодой неунывающий таксист Сергей Никитин (актер Алексей Кузнецов) и его «верный друг» – старенький, но надежный «Москвич». Автомобиль стал полноправным персонажем фильма! «Одушевил» машину замечательный актер Зиновий Гердт, читающий закадровый текст от имени «Москвича».

ПОСТСКРИПТУМ
«Москвич-407» стал одной из самых удачных моделей в истории завода. До наших дней успешно дожили сотни таких машин. Отчасти это стало возможным благодаря прочности конструкции и толщине кузовного металла (0,8-1,1 мм). Но все же главную роль сыграла действительно всенародная любовь к «четыреста седьмому». Эти автомобили сохранились как в частных гаражах, так и во многих музейных коллекциях.
Автомобиль до сих пор (и со слов нашего владельца) надежен в эксплуатации, неприхотлив, имеет толстый металл обшивки, мало потребляет бензина, красив и просто приятен на ходу. Из минусов - все реже и реже попадаются оригинальные запчасти, резина и другое…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 27.02.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить