В мае на площади Конева появился уже пятый памятник военной технике в городе (считая "Катюшу" на заводе им. 1 Мая, танк Т-34, БРДМ на территории в/ч на ул. Труда и БТР в Парке Победы).
В этот раз установили еще один бронетранспортер – БТР 60ПБ (последние буквы так и расшифровываются – "плавающий бронетранспортер"). Памятник установлен в честь кировчан, служивших Отечеству в "горячих точках".
Идея памятника родилась у "Боевого братства". Год назад предприниматель Владимир Чернышев сообщил участникам боевых действий, что у него есть списанный БТР без колес и "внутренностей". Вопрос обсудили на совете и приняли решение машину восстановить и установить в одном из самых красивых мест города.
По словам председателя Совета КОО ВОО ветеранов "Боевое братство" Владимира Мышкина, БТР стал поистине народным памятником: в его восстановлении участвовали многие кировчане, организации и предприятия города. С помощью военнослужащих дивизии внутренних войск машину восстановили, поставили на колеса, заварили и покрасили. Чтобы установить БТР, вес которого составляет 8 тонн, было выполнено проектирование площадки-фундамента. Завод "Перспектива" по специальному заказу изготовил плиты. Члены "Боевого братства" провели на площадке около БТР субботник и установили памятную плиту с надписью: "Кировчанам, служившим Отечеству в "горячих точках".
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
Бронетранспортер БТР-60П начал разрабатываться в 1957 г. как принципиально новый тип боевой бронированной машины, не уступающей по проходимости танкам. 13 декабря 1959 года он был принят на вооружение Советской Армии. Эта машина в своих модификациях выпускалась до 1976 г. Эти БТРы поставлялись в более чем 30 стран мира.
БТР-60П - это колесная машина, с колесной формулой 8х8 и задним расположением двигателя. В передней части корпуса находится отделение управления с местом механика-водителя, а вся средняя часть занята десантным отделением, вмещающим 14 пехотинцев.
Корпус БТР-60П сварной, герметичный, из катаной броневой стали толщиной 6-10 мм, открытый сверху. В бортах корпуса бронетранспортера имеются по три амбразуры для стрельбы из личного оружия пехотинцев. Открытое сверху десантное отделение закрывается брезентовым тентом.
В моторно-трансмиссионном отделении находятся два 6-цилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ-40П суммарной мощностью 180 л.с. (132 кВт). Правый двигатель работает на первый и третий мосты, левый - на второй и четвертый. Передние два моста могут отключаться. Оба двигателя приводили в работу водометный движитель, а правый приводил в движение лебедку. С одним работающим двигателем БТР-60П может двигаться со скоростью до 60 км/час. Также бронетранспортер не теряет подвижности при повреждении двух любых колес. Колеса передних двух осей управляемые. Топливные баки в количестве двух штук устанавливались в моторно-трансмиссионном отделении в изолированных отсеках.
Колеса БТР-60П оснащены пулестойкими односкатными шинами размером 13.00-18. Машина имеет центральную систему регулировки давления воздуха в шинах, изменяя его, в том числе и на ходу, в пределах от 0,5 до 2,5 кгс/см2. Подвеска всех колес — независимая, торсионная.
БТР-60П может преодолевать водные препятствия вплавь с помощью водометного движителя со скоростью до 10 км/час. Водометный движитель представляет собой водовод, идущий от днища моторно-трансмиссионного отделения к нижнему кормовому листу. В нем размещен 4-лопастной винт диаметром 600 мм, приводимый в движение двумя двигателями. Входное отверстие водовода закрыто решеткой, выходное - двухстворчатой броневой заслонкой, имеющей гидравлический привод. В водоводе установлены два руля, сблокированных с управляемыми колесами. Поворот на воде осуществляется при помощи этих рулей. Движение задним ходом на плаву осуществляется путем перенаправления водного потока в движителе. Кормовое выходное отверстие водовода закрывается, а поток воды направляется в боковые водоводы, выходящие в бортовых листах. БТР-60П может сохранять подвижность на плаву при поломке водомета с помощью вращения колес. При таком движении скорость составляет до 4 км/час.
Штатным вооружением бронетранспортера является 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на станке, закрепленном кронштейнами.
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60ПБ
Именно этот вариант бронетранспортера и был установлен на площади Конева.
Наиболее удачной и самой массовой модификацией "шестидесятки" стал БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б), спроектированный в 1965 году. БТР-60ПБ был разработан на базе БТР-60П и принят на вооружение в 1966 году. Он находился в производстве на Горьковском автомобильном заводе в течение десяти лет – с 1966 по 1976 годы. Бронетранспортер БТР-60ПБ в течение длительного времени был основным средством транспортирования личного состава мотострелковых подразделений Советской Армии. В больших объемах производились и его поставки на экспорт.
Главным отличием БТР-60ПБ от предыдущих модификаций стала башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ 7,62 мм. Эта башня была разработана в начале 1960-х годов в тульском КБ приборостроения и принята на вооружение вместе с БРДМ-2, на которой она устанавливалась, в 1962 году. Кроме вооружения, БТР-60ПБ получил новые приборы наблюдения; был заменен на более совершенные и ряд агрегатов силовой установки.
Как и БТР-60П, этот бронетранспортер имеет сваренный из катаных броневых листов корпус, внутренний объем которого разделен на отделения управления, десантное и моторно-трансмиссионное. На крыше десантного отделения БТР-60ПБ установлена сварная бронированная башня, имеющая форму усеченного конуса. Башня установлена на шариковой опоре и может поворачиваться на 360°. В ней смонтировано весьма эффективное вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (боекомплект 500 патронов) и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов). Оба пулемета имеют ленточное питание.
Общее количество выпущенных бронетранспортеров БТР-60 (всех модификаций) неизвестно, но, по западным данным (весьма приблизительным), было произведено около 25000 машин.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60П
Длина по корпусу - 7,56 м, ширина - 2,83 м, высота по крышу корпуса - 2,24 м
Масса - 9,9 т
Экипаж - 2+14 чел
Клиренс (дорожный просвет) - 475 мм
Шины - 13,00-18
Бронирование: лоб - 7-9 мм, борт - 7 мм, корма - 5-7 мм, днище - 5 мм
Максимальная скорость - 80 км/час по шоссе, 10 км/час на плаву
Запас хода - 500 км по шоссе
Боекомплект: 1250 патронов 7,62-мм
Преодолеваемое препятствие: стенка высотой 0,5 м, ров шириной 2,0 м, угол подъема 30°
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 28.05.2014
Комментарии