Незаметно в Кирове открылся мотосезон – на минувшей неделе это мероприятие было широко отмечено в байкерском клубе на улице Заводской, под музыку известной в городе группы "Пивной путч".
Поэтому давайте-ка после зимы поговорим о мотоциклах. Естественно, через призму истории. Вот как, например, проходили первые советские массовые "байкерские" мероприятия – мотопробеги?
Первый всесоюзный звездный веломотопробег финишировал в Москве 21 июня 1926 года. На финиш прибыло 126 участников из 23 различных населенных пунктов СССР, из них 14 мотоциклистов. Среди мотоциклистов победил Мясников из Нижнего Новгорода. Все участники ехали по разным маршрутам. Мотоциклист Дмитриев по заданию Наркомпочтела проехал на мотоцикле 1350 км по маршруту Москва - Владимир - Нижний Новгород - Новгород - Тула - Москва. Он выяснял возможность доставки почты в села на мотоцикле.
В 1927 году стартовал мотопробег Москва - Париж - Москва. Стартовали из Москвы. Шесть мотоциклов с колясками, все американских марок, были «обуты» в советскую резину, оснащены тульскими и ленинградскими моторными цепями. Команда включала представителей автомотоклубов Москвы, Ленинграда, Тулы, Одессы и Баку. Известны фамилии водителей (имена не установлены): Чигорин, Иваненко, Новацек, Зайцев, Марошкин, Петров... В соответствии с реалиями того времени перед участниками поставили задачу связаться с рабочими спортивными организациями в Европе. Вторая цель - испытание советских цепей и резины.
На обратном пути из Парижа один из советских мотоциклов на скорости около 60 км/ч налетел на телеграфный столб и сломал мачту. К счастью, как отразил в отчете Нимен, "в коляске мотоцикла седока не было, она разбилась вдребезги, а водитель отделался обмороком, нервным потрясением и легкими ушибами"...
Мотопробег 1927 года из Москвы в Париж был последним советским десантом в Европу. Вскоре "железный занавес" опустился и отгораживал нас от Запада несколько десятилетий, причем от путешествующих в обоих направлениях. Первыми, кому было позволено на мотоциклах пересечь территорию Советского Союза, стал профессор Колумбийского университета Джим Роджерс и его подруга Табита Истабрук, они проехали от Находки до Бреста, Сопровождали нью-йоркских путешественников наши мототуристы. (Это произошло только в 1990 году.)
В августе 1928 г. ижевцы организовали мотопробег Москва - Тифлис - Москва, начальник пробега П.В. Можаров ехал на немецком "Неандр", в мероприятии участвовали 10 мотоциклов английских и американских марок. Нужно было принять решение: какой-же образец для нас лучше?
В Москве, отвечая на этот вопрос заинтересованной публики, сказали: "…уже спроектирован советский мотоцикл, подходящий для езды по нашим дорогам. Сейчас на Ижевском заводе приступили к сборке таких машин, к весне будут готовы первые три опытных образца, которые мы, вероятно, предоставим для следующего мотопробега, а потом Ружпультрест начнет их массовый выпуск…"; однако, анализируя итоги пробега, конструкторы поняли, что построить советский универсальный мотоцикл на все случаи жизни ему не удастся (учитывая плачевное состояние дорог, отсутствие сервиса и прочие реалии того времени).
ЖЕНЫ ИНЖЕНЕРОВ НА МОТОЦИКЛАХ
Еще один интересный исторический факт: 78 лет назад, в 1936 году, 15 отважных ижевчанок на мотоциклах ИЖ-7 (весьма, замечу, несовершенных) совершили первый в своем роде женский мотопробег Ижевск - Казань - Владимир - Ногинск - Москва общей длиной 1675 км. В основном это были жены руководителей завода. Главной задачей "советских амазонок" было продемонстрировать высокий уровень советской мототехники. До старта участницы проходили специальную подготовку, в которую входила стрельба из винтовок и владение средствами химзащиты. Пробег был организован в честь принятия проекта Конституции СССР 1936 года и продемонстрировал исключительное качество ижевской техники. Всего пробег занял восемь суток вместо запланированных десяти. Трудностей в пути было много, порой приходилось на руках перетаскивать мотоциклы через непроходимые дороги. Но девушки блестяще выдержали все испытания, досрочно завершив пробег. В Москве мотоциклисток встречал сам нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. В качестве награды ижевчанки попросили у "железного наркома" построить в родном городе детский сад…
Так, в те далекие годы на одном лишь энтузиазме и стремлении помочь своим мужьям за короткое время девушки научились водить мотоцикл и по разбитым дорогам доехали до Москвы. Они добились своей цели – помимо благодарности за пробег, нарком Орджоникидзе дал высокую оценку первым отечественным мотоциклам с маркой ИЖ. Это послужило окончательному решению продолжить выпуск мотоциклов в г. Ижевске. Также девушкам вручили приз за надежность и прочность техники – по существу, это был первый знак качества первым советским мотоциклам, выпуск которых продолжался до начала Великой Отечественной войны.
Ну а если говорить о местных мотопробегах (не считая тех, чьи маршруты проходили через нашу область), то их пик пришелся на семидесятые годы. В это время, в 1974-м, 76-м и 78-м годах (с целью рекламы и испытаний) состоялись длительные пробеги на вятскополянских мотороллерах "Электрон".
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 16.05.2014