• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Автобусный первомай

Страницы истории

 

Кировскому автобусу исполняется 80 лет.

С 1 мая 1934 года по улицам Вятки начинают регулярно курсировать три пассажирских автобуса. Таким образом, эту дату можно считать началом регулярного движения пассажирских автобусов в городе.

КАК ЭТО БЫЛО

В середине 1920 гг. в растянутом по берегу реки городе Вятке проживало менее 65 тысяч человек. Развивалась местная промышленность, город разрастался. Возникала необходимость сообщения между разными концами города. В 1927 г. был поднят вопрос о регулярном автобусном сообщении в городе.

13 октября 1927 года на страницах газеты "Вятская правда" появилось небольшое объявление о том, что Вятская почтовая контора организует на свободных от перевозки почты автомобилях проезд пассажиров по улицам города. Организовано было несколько маршрутов, которые в большинстве своем начинались от улицы Розы Люксембург и заканчивались у железнодорожных вокзалов. Стоимость проезда одного человека от остановки до остановки, которые обычно располагались на перекрестках улиц, составляла 15 копеек. Горожанам новинка понравилась.

В марте 1928 года на заседании президиума Вятского Губисполкома был рассмотрен вопрос о работе Вятской губернской почтово-телеграфной конторы. Губисполком обязал почтовое руководство организовать в губернии автобусное сообщение. В мае 1928 года в Вятку из Вологды прибыл первый автобус. В Вологде в то время находилось окружное почтово-телеграфное управление, которому подчинялась Вятская контора. Прибывший автобус был создан москвичами на базе шасси первого советского грузовика АМО и короткий срок работал на линиях Вологды. 10 мая небольшая статья о появлении автобуса и его фотография были помещены в газете "Вятская правда". В статье сообщалось, что этот автобус планируется задействовать на перевозке пассажиров на маршруте Вятка - Слободской. Но из-за наступившей распутицы рейсы в Слободской пришлось отложить, и автобус использовали на перевозке пассажиров по губернскому центру. И только 20-21 мая был совершен пробный рейс в Слободской. Этот маршрут существует и в настоящее время. Вид первого автобуса вызвал у горожан интерес и желание прокатиться. Скорость его передвижения — до 50 км/час, вместимость — семь пассажиров. Потолок и стенки салона были фанерными, двери открывались вручную.

АРХИВНЫЕ СТРОКИ

О том, как происходило становление первого общественного транспорта в нашем городе, свидетельствуют и архивные документы. В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) хранится дело о введении автобусного движения в городе.

Ведущий специалист архива Е.Ю. Маркова подготовила подборку документов, которые могут рассказать нам, как же началось регулярное автобусное сообщение.

Так, например, в 1927-1928 гг. между городом Вяткой и государственным трестом автомобильных заводов "Автотрест" завязалась переписка по вопросу приобретения двух закрытых автобусов марки ЯЗ производства Ярославского автозавода вместимостью 22 пассажира.

Вятский городской инженер Уваров составил смету на приобретение и эксплуатацию автобусов за период 1928/29-1931/32 годы. Были учтены все расходы на приобретение двух автобусов, запасных деталей и топлива, на оборудование и содержание гаража, на ремонт и пр. Весьма скрупулезно подсчитывали предполагаемый доход от запуска автобусного движения по городу. За 4 года, по подсчетам инженера Уварова, планировалось выручить прибыли 513860 руб. В прилагаемой к смете объяснительной записке инженер приводит веские аргументы в пользу приобретения автобусов и начала автобусного сообщения в Вятке. Он указывает, что "Вятка давно уже испытывает нужду в легковом автотранспорте … Для Вятки тем более создание автотранспорта, а не другого вида средств передвижения, выгодно во всех отношениях".

Развивая эту мысль, городской инженер указывает на то, что "в городе Вятке официально занимаются легковым извозом 83 человека … причем как заявил владелец частного автомобиля, он не помнит случая, чтобы у него когда-либо было пустое место ...". Таким образом, инженер Уваров выделял, что для растущего города нужно регулярное автобусное сообщение, поскольку услуг, предоставляемых частными извозчиками, слишком мало.

Инженер говорил и о том, что "состояние мостовых городских улиц … не давало возможности ввести автобусное движение в городе, хотя экономические предпосылки создания автотранспорта были на лицо".

В марте 1928 г. было образовано Вятское губернское отделение общества "Автодор" для содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог.

Однако, несмотря на долгие переговоры о покупке автобусов и подготовке сметы, вопрос начала в Вятке регулярного автобусного сообщения остался открытым до 1934 г., что было связано с образованием Нижегородского края в 1929 году. После этого Вятка стала городом районным, отдаленным от центра, поэтому вопрос об автобусах был отложен. Когда на карте страны появился Кировский край с центром в городе Кирове, вопрос о регулярном транспортном сообщении снова стал актуальным.

Как свидетельствует паспорт города, на конец 1934 г. в г. Кирове перевозку людей осуществляли три автобуса. Уже с 1935 г. число автобусов в городе возросло до 13.

А в 1936 г. появилось централизованное движение с 8.00 до 23.00 по улицам Ленина, Красноармейская, К. Маркса, Комсомольская до станции Киров-1. Платили тогда за проезд 50 копеек.

Дорог хороших в городе тогда было немного, автобусы часто застревали в грязи и их вытаскивали оттуда трактором...

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН, по материалам ГАСПИ КО


Опубликовано 28.04.2014 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить