• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Спутник" из дуропласта

Страницы истории

 

Давайте поговорим… об иномарках. Вот, к примеру, совсем недавно по ТВ шел цикл передач о Германии с Владимиром Познером. И там рассказывали об истории одной немецкой машины. Точнее, о Trabant. Да-да, том самом, теперь уже легендарном и ставшем объектом коллекционирования пластиковом "Траби".

КАКОВ ОН, НЕМЕЦКИЙ "ГОРБАТЫЙ"?

Пожалуй, "Трабант" занимал в ГДР ту же нишу, что у нас в СССР "горбатый" "Запорожец": полчаса позора, и вы на работе.

Кстати, одного пластикового "немца" довелось видеть и у нас в Кирове, в коллекции Андрея Сидорова. Запомнился характерный глухой звук при постукивании по крыше. Причем даже через десятилетия кузов не гниет. Только трескается немного.

С виду Trabant образца 1974 года выпуска крошечный, не больше нашего 403-го "Москвича". Он напоминает развеселые шестидесятые, фильмы о Фантомасе и "беспечном ездоке", первые мини-юбки и "Битлз" в черных пиджаках. Однако наряду с мини-юбками и сексуальной революцией послевоенная Европа переживала и бензиновые кризисы. А дороговизна топлива, помноженная на традиционное немецкое скупердяйство, и породила волну минимизации. Серьезные военные (для Германии наш гламурный термин "оборонные" будет звучать дико) заводы перешли на выпуск мопедов ("Зимсон"), мотороллеров ("Гогго"), мотоколясок ("Мессершмитт") и вот такого "Трабанта". Впрочем, в то время большинство западных авто по размерам были не больше. Восточные немцы его ругали, стояли за ним в очередях, а купив, ласково называли "Траби".

Двигатель у Trabant двухцилиндровый двухтактный. Цилиндры рядные, вертикальные. В бензин, как у мотоцикла, заливается масло. Охлаждение воздушное, а отопление – просто горячий воздух от двигателя. Салон, скромный по интерьеру, оказывается на удивление просторным. Ноги можно вытянуть и водителю, и пассажиру. Кстати, между сиденьями нет традиционного тоннеля – днище плоское.

А если ДТП? Тут уже не подрихтуешь. Впрочем, поломался, купил эпоксидки и стеклоткани, подклеил – и машина твоя вечная.

...История легкового  "Трабанта"  с пластмассовым кузовом тесно связана с историей развития и "кончиной" ГДР. На базе старых германских автомобильных заводов Audi и DKW в 1949 году возникло "Народное предприятие ИФА" (IFA), выпускавшее автомобили ИФА моделей F-8 и F-9, аналогичные довоенной продукции фирмы ДКВ.

Разработка стартовала в начале пятидесятых годов. Прототип был построен в 1954 году. 8 ноября 1957 года на заводе в Цвикау начался выпуск автомобилей новой марки, названной "Трабант"  в честь запущенного в том же году Советским Союзом первого спутника (по-немецки Trabant — спутник). Эмблема была составлена из стилизованной буквы S (Sachsenring — Захсенринг).

Двухвальная коробка передач имела очень оригинальную для тех лет конструкцию (модернизированный вариант довоенных DKW), связанную с поперечным расположением силового агрегата — впоследствии эта схема получила широчайшее распространение, и в настоящее время она доминирует в мировом автомобилестроении.  "Трабант" не имел бензонасоса — топливо поступало в карбюратор самотеком, а бак располагался прямо под капотом, рядом с двигателем, что требовало исключительной аккуратности при заправке и отнюдь не способствовало безопасности как пожарной, так и в случае аварии.

Часть машин, преимущественно предназначенных для инвалидов, оснащалась полуавтоматической трансмиссией Hycomat (передачи переключались водителем вручную, но сцепление срабатывало автоматически, управляемое электромеханическим блоком через специальную гидросистему) — для тех лет весьма прогрессивное решение.

Кузов автомобиля, вопреки распространенному заблуждению, не был цельнопластиковым — в отличие, например, от американского Chevrolet Corvette.

Остов кузова  "Трабанта"  был обычным, из стальных штамповок, а вот навесные декоративные панели были сделаны из так называемого дуропласта — материала на основе фенолформальдегидной смолы (фенопласта) с наполнителем из отходов (очесов) хлопкового производства, что было сделано для экономии стального листа, бывшего в те годы в дефиците.

Дуропласт был в какой-то мере аналогичен нашедшему в те же годы некоторое применение в автостроении других стран стеклопластику, но по сравнению с ним был намного более пригоден для массового производства: выклейка стеклопластиковых деталей была (и остается до настоящего времени) сложным, трудоемким процессом, экономически выгодным лишь при небольших масштабах выпуска, а дуропластовые кузовные панели выполнялись простой штамповкой.

Один из анекдотов, обыгрывающий специфику пластмассового корпуса и двухтактный двигатель: "Трабант"  - это четырехместный мотоцикл с общим шлемом.

В результате автомобиль весил всего 620 кг и при правильной эксплуатации был малоуязвим для коррозии. Кроме того, это позволяло варьировать дизайн в весьма значительных пределах за счет освоения в производстве пластиковых панелей, оснастка для изготовления которых обходилась намного дешевле, чем штампы для металлических кузовных деталей. Впрочем, после рестайлинга 1964 года ни один из многочисленных проектов внешней модернизации  "Трабанта"  реализован не был, и к концу своего выпуска в 1991 году автомобиль выглядел настоящим антиквариатом — хотя его механика в течение всего периода выпуска подвергалась мелким модернизациям и улучшениям.

Было изготовлено около трех миллионов  "Трабантов" , что ставит его в один ряд с такими символами массовой автомобилизации, как Ford T, "Фольксваген Жук" или MINI.  "Трабант" экспортировался в социалистические страны (преимущественно ЧССР, Польшу и Венгрию), в ряд стран капитализма - например, Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР и даже Великобританию.

Сегодня "Трабант"  - культовый автомобиль с поклонниками не только в бывшей ГДР, но и во многих других странах мира, включая США.

"ТРАБАНТ-601"

Кузов - седан, универсал

Двигатель - рядный 2-цилиндровый

двухтактный воздушного охлаждения

Диаметр цилиндра и ход поршня - 72х73 мм

Рабочий объем - 594 см3

Мощность - 26 л.с. при 4200 об/мин

Коробка передач -

механическая 4-ступенчатая

Подвеска - независимая на поперечных

листовых рессорах и рычагах

Тормоза - барабанные всех колес

Максимальная скорость - 105 км/ч

 

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 10.04.2014 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить