• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Автопутешествие в 60-е

Страницы истории

 

Если мы окажемся на одной из центральных улиц города где-нибудь в начале или даже середине шестидесятых, то нас удивит многое. Где-нибудь на перекрестке улиц Воровского и Карла Маркса можно было стоять несколько минут, всматриваясь в оба конца дороги в надежде увидеть хоть какое-нибудь средство передвижения.

Наконец к остановке подруливает автобус. Это истинный "шестидесятник" ЗИЛ-158. Переднее сиденье - спиной вперед, за кабиной водителя, через весь салон. Узенькие двери, проезд – пятачок, и никакого кондуктора, а в салоне две кассы синенькими столбиками до самого пола. Городские автобусы радуют своей боевой раскраской: и синие, и зеленые, и красные, и по-всякому двухцветные. А в качестве украшения на каждом маленькие трафаретные звездочки – по одной за каждый год безаварийной езды.

Из-за угла плавно появляется другой шедевр 60-х. Это, пожалуй, был самый красивый автобус всех времен, когда общественный транспорт курсировал в нашем городе – знаменитый львовский ЛАЗ-695, настоящий крейсер городских улиц, с закругленными формами, характерным раструбом-воздухозаборником в задней части и с голубыми или дымчатыми окнами вдоль крыши, через которые так романтично было рассматривать бегущие по небу облака… Такие ходили в городе, например, по 4-му маршруту (от Дружбы до Чижей) и использовались на пригородном сообщении (Нововятск и пр.).

Такими же тонированными верхними окнами снабжались и маленькие пазики той поры. Их было немало в шестидесятые, особенно на стоянке перед автовокзалом того времени: площадкой между Спасским собором, училищем искусств и фабрикой "Заря". ПАЗы исправно тянули лямку междугородних перевозок, доставляя пассажиров по бездорожью в отдаленные районы области.

Троллейбусы 60-х были представлены исключительно одной маркой – МТБ-82. Они, в отличие от разноцветья автобусов, были одной масти – желто-синие. Как исключение, попадались желто-вишневые. Порой троллейбусы украшались рекламой – фанерными щитами вдоль крыши с надписями типа "Прячьте спички от детей", "Выписывайте газеты и журналы" или "Летайте самолетами Аэрофлота".

В ту пору в городе было три троллейбусных маршрута: 1-й - по Карла Маркса, 2-й – по Ленина и 3-й – по недавно отстроенному Октябрьскому проспекту. Ходили они в основном от вокзала до Филейки.

…Отвлечемся немного от автомобилей и обратим внимание на другие атрибуты уличного движения. Пешеходные переходы обозначались жестяными стрелками, прибитыми к углам домов поперек тротуаров, где на желтом фоне в красном обрамлении так и было написано «Переход». «Зебра» еще не вошла в обиход, поэтому зона перехода обозначалась вбитыми в асфальт алюминиевыми «кнопками» диаметром с блюдце. И никто их с улиц не воровал.

Дорожные знаки выглядели в принципе так же, однако красились не люминесцентной, а обычной краской, поэтому в темноте не светились. Спецмашины были тех же расцветок, что и сегодня, за исключением автомобилей милиции и ГАИ, которые окрашивались в синий цвет с красной полосой вдоль борта… А светофоры часто еще не ставились на опорах, а висели на проводах над центром перекрестка.

На фоне отсутствия легкового движения довольно «интенсивным» выглядело в 60-е годы движение грузовиков. Ограничений для них практически не было, поэтому темно-зеленые ГАЗ-51 или ЗИЛ-164 чувствовали себя на улицах города хозяевами. Преимущественно это были бортовые машины или самосвалы с многочисленных строек. Нередко попадались и специальные машины, которых сегодня практически не увидишь – например, "аварийные" с телескопической выдвижной люлькой или автокраны с будкой для крановщика сбоку.

Удивили бы сегодняшнего жителя белорусские трактора без кабины, где человек сидел прямо под солнцем. С закругленным капотом и экскаваторным ковшом, они могли выполнять земляные работы по подводке в дома газа, которого в ту пору в Кирове все давно ждали.

Ну а над всей этой уличной суетой настоящими мастодонтами проплывали МАЗы-200 с фигуркой зубра на длинном капоте.

…Легковые в шестидесятые - это особая песня. В Кирове машина с номером «КВИ» была запредельной роскошью. Их были единицы. В основном четыре марки: "Победа", "Волга" ГАЗ-21 (с оленем на капоте), "Москвич" и новинка сезона – горбатый "Запорожец"! В те годы личный автомобиль был настолько желанной вещью, что владельцы первых "Запорожцев" прощали им недостатки, которые нельзя назвать несущественными: шумный и маломощный мотор, маленький багажник, тесный салон и небезопасные двери с задней навеской.

Но "Запорожец" был относительно доступен, а "Волга" считалась запредельной роскошью. После денежной реформы она стоила пять с половиной тысяч рублей, при том что 100 руб. в месяц считалось приличной зарплатой. "Джипы", представленные "козликом" ГАЗ-69, тогда населению категорически не продавались, несмотря на кошмарное бездорожье, начинающееся сразу за городом. Многочисленное племя "трудяг" ГАЗ-69 принадлежало различным госорганизациям. И если на площадке у обкома выстраивались осанистые "Победы" и благородные "Волги", то начальство рангом пониже поголовно передвигалось на "69-х". Их "табун" всегда парковался на улице Ленина напротив нынешней поликлиники № 1 (тогдашнего горисполкома), и летом под брезентовыми тентами изнывали от жары водители. 

Большинство желающих передвигаться "шестидесятников" довольствовалось мотоциклами. Это была золотая эпоха двухколесного транспорта! Каждый день окрестности Центрального, тогда еще "Колхозного" рынка или стоянки перед крупными заводами напоминали байкерские тусовки. Такого изобилия мопедов, мотоциклов и мотороллеров не будет уже никогда. Только в самом конце пятидесятых разрешили продавать населению тяжелые мотоциклы М72 и К750. Более доступными были ИЖи. На смену ранним моделям уже пришли "Планеты" и "Юпитеры". Можно было купить "Паннонию" с коляской в виде ракеты, или даже "Яву-250". Иметь такой мотоцикл с коляской было, пожалуй, престижнее, чем сегодня новенькую "десятку". Очень популярны были родные вятскополянские мотороллеры "Вятка", запущенные в производство в конце прошлого десятилетия (наш вариант итальянской Vespa). Были и мотороллеры "Тула", порой даже с коляской, реже – чешские вишневые "Чезетты". Ну а большинство вятчан начинало осваивать технику с дешевых (от 200 рублей) и доступных мотоциклов минского производства, которые голубыми штабелями занимали пространство в каждом магазине спорттоваров, либо с мопедов "Рига", или даже с велосипедных моторчиков…

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 31.03.2014 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить