Уже много десятилетий как бензоколонка стала повседневным атрибутом нашей жизни. Автозаправочные станции (АЗС) так же, как и любой другой объект материальной культуры, непрерывно меняются, и их облик становится одной из замечательных примет времени.
КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ ПУНКТЫ ЗАПРАВКИ МАШИН?
История АЗС как специализированных "топливных магазинов" началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. На самом деле бензин для первых автомобилей продавали еще с конца 19 века, но тогда это был скорее попутный товар, например, в …аптеках.
Первые станции были разношерстными лачугами с бочками с топливом и ручными насосами. Однако владельцы таких АЗС быстро поняли, что для дальнейшего развития бизнеса без стандартизации и маркетинга уже не выиграть нарастающую конкурентную борьбу, поэтому уже с начала двадцатых годов на АЗС стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления станций с помощью ярких и запоминающихся логотипов владельцев и единых сервисов.
В двадцатых годах появились первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых - колонки с электрическими дозаторами. Первая бензоколонка в современном понимании этого слова появилась в 1927 году в Гамбурге. В 30-х годах в Германии можно было заправиться бензином в основном с помощью бензоколонок, которые стояли прямо на тротуаре и работали с помощью насоса. В просторечье их называли "железными девами". До этого бензин продавался только в аптеках и парфюмерно-галантерейных магазинах. Однако долгое время крупные заправочные станции были в Германии редкостью. Только в 50-х годах, когда началась так называемая "эпоха экономического чуда", значительно увеличилось число заправочных станций.
В России первые заправочные станции появились еще в 1911 г., когда Императорское Автомобильное Общество заключило договор с Товариществом "Бр. Нобель" относительно "Бензиновых станций". Уже в 1914 г. в крупных городах страны работало 440 таких станций. Развитие сети автозаправочных станций напрямую связано с развитием транспорта. В довоенные годы автомобильного транспорта было относительно немного, и практически весь он был государственным. Были случаи, когда машины в качестве поощрения получали ветераны и передовики производства. Однако эти случаи были настолько малочисленны, что не портили общей статистики. После войны появилось много трофейных автомобилей, да еще выпустили отечественную "Победу", но частного транспорта все равно в Советском Союзе было мало. Эту ситуацию не смогли переломить даже появившиеся чуть позднее «Москвичи» и «Волги». Соответственно, и сеть АЗС была слаборазвитой, но вполне удовлетворявшей спрос относительно немногочисленного парка советских автомобилей. Все предприятия нефтепродуктообеспечения (добывающие, перерабатывающие, нефтехранилища, трубопроводы, АЗС) объединял государственный монстр под названием "Госкомнефтепродукт".
ПО 7 КОПЕЕК ЛИТР
В 60-х годах отечественная нефтяная промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72, 76, а также дизельное топливо. Наличного расчета на АЗС в то время не существовало - топливо отпускалось только по талонам. Их было два вида: государственные талоны (для государственного автотранспорта) и талоны единого рыночного фонда (для частных автовладельцев). Государственные талоны распределялись централизованно по госпредприятиям. Каждое предприятие имело строго ограниченный ежемесячный лимит потребления топлива, превышать который было нельзя. Цены на топливо были смехотворно низки: 7-9 копеек за литр. Платить за поставки топлива госпредприятия должны были три раза в месяц: строго 1-го, 11-го и 21-го числа. Частные автолюбители заправлялись по талонам единого рыночного фонда, которые в свою очередь приобретали в магазинах наряду с товарами народного потребления. Для них лимитов на объемы приобретаемого топлива не было.
В городах АЗС строились вблизи автотранспортных или крупных промышленных предприятий, в провинции - вдоль основных транспортных магистралей. Все АЗС тогда находились на балансе у нефтебаз, с которых и получали топливо. На нефтебазы топливо поступало с нефтеперерабатывающих заводов.
АЗС ДЛЯ "ЖИГУЛЕЙ"
Существенный толчок в развитии сети АЗС в СССР произошел с началом выпуска массового народного автомобиля "Жигули" на Волжском автомобильном заводе, построенном в Тольятти в 1970 году. "Жигули" заправлялись бензином А-92, тогда как государственный транспорт по прежнему ездил на 72-м и 76-м (66-й бензин к тому времени уже вышел из употребления). 92-й бензин стоил дороже - 20 копеек за литр. Тем не менее талонная система оплаты топлива изменений не претерпела. Более того, на тех АЗС, где заправлялся государственный транспорт, частные автомобили заправляться не могли; любое нарушение строго каралось милицией. Специальные талоны существовали для машин, приезжавших в СССР "из-за бугра". Дело в том, что к тому времени они ездили на 95-м бензине, который еще не получил у нас распространение. Поэтому талоны были только на 95-й бензин и предназначались только для "иномарок".
Кроме специальных талонов для интуристов были специально определены АЗС, на которых они заправлялись. При въезде на территорию СССР зарубежным водителям выдавались списки-схемы АЗС, на которых заливали 95-й.
ОТ СТРЕЛОК К ТАБЛО
Топливно-раздаточные колонки (ТРК) для АЗС были в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Первые ТРК были циферблатными: как на часах стрелка индикатора отсчитывала порции по 5 литров топлива (и это был минимальный объем заправки). Такие ТРК уже практически нигде не встретишь - разве что увидишь в фильмах советской эпохи, например, в "Королеве бензоколонки". На смену им пришли роликовые ТРК: на них цифры, показывающие количество отпускаемого топлива вращались на роликах. Эти ТРК отсчитывали каждый литр (соответственно, таким же стал и минимальный объем налива топлива). Они еще сохранились на некоторых старых АЗС в глубинке.
Талонная система оплаты топлива впервые дала трещину в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда, в преддверии Московской Олимпиады, около 20 столичных АЗС были переведены на оплату только на наличный расчет. Окончательно же она рухнула в разгар перестройки - в начале 90-х. Искусственное разделение АЗС на те, где заправлялся государственный транспорт, и те, где заправлялись рядовые автолюбители, было упразднено окончательно.
Первые частные АЗС стали появляться в начале 90-х годов. В основном это были так называемые контейнерные автозаправочные станции, представляющие собой простейший набор самого необходимого оборудования. Более того, часто они строились даже без проектно-сметной документации, проведения государственной технической и экологической экспертизы, не говоря уже о предъявлении к ним требований по архитектуре и дизайну.
Остается добавить, что самая первая бензоколонка в Кирове была возле оврага на улице Горбачева (западнее Ленина). Появилась она в 30-е годы. Другая сохранившаяся АЗС из старейших – у п. Макарье на повороте.
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 25.03.2014