• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Лимузин у пединститута

Страницы истории

 

Еще одна фотозагадка на снимке из 50-х: шикарный лимузин представительского класса на улице Красноармейской, у входа в пединститут.

Первая мысль: что-то трофейное. Однако ни "Опель Капитан", ни "Опель Адмирал", ни "Хорьхи", ни прочие европейские или даже американские машины с автомобилем на фото по разным нюансам не совпадали.

Загадка… На всякий случай посмотрим советские. Ну как же я не смог сразу угадать родной отечественный ЗиС-101! Ведь столько характерных деталей: и "запаска" на четверть в переднем крыле, и неповторимый профиль. Бесспорно, это отечественный лимузин из СССР "высшего", как тогда говорили, класса.

ЗиС-101 создавался как машина Сталина, но Сталин этой машиной так и не воспользовался. Однако для партийно-хозяйственного актива этот автомобиль оказался весьма кстати. Дело в том, что летом 1937 года глава НКВД Ежов …запретил эксплуатацию в Москве и Ленинграде иностранных автомобилей. Объяснил он это борьбой с дорожными заторами (!) – с пробками Москва познакомилась еще о времена НЭПа, и даже расширение улицы Горького и ликвидация садов на Садовом кольце не спасли столицу от этой напасти. 

ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
Созданию ЗиС-101 предшествовала разработка семиместного представительского лимузина "Ленинград-1" (чаще называемого Л-1) заводом "Красный Путиловец". За прототип был взят американский "Бьюик-97" модели 1932 года. Это был весьма совершенный, но довольно сложный в изготовлении автомобиль. Путиловцы сделали шесть экземпляров, которые продефилировали перед трибунами на первомайской демонстрации 1933 года. Однако по пути из Ленинграда в Москву все шесть собранных экземпляров сломались, после чего Совнарком решил, что Путиловский завод должен выпускать в основном военную продукцию, и производство передали лимузина передали на ЗиС.
Конструкторы взяли в качестве образца американский "Бьюик", правда, модели уже 1933-1934 годов, сохранив только его лонжеронную раму с Х-образной поперечиной, верхнеклапанный мотор и трехступенчатую коробку передач. Группу советских конструкторов направляют на американскую кузовостроительную фирму Badd, где они по своим эскизам и создают рабочий образец изделия, штамповую оснастку и другое необходимое технологическое оборудование. Вполне естественно, что стиль кузова получился чисто американским, в духе новомодного направления "стрим лайн". Силуэт, детали и фрагменты поверхности делали "101-й" похожим сразу на несколько популярных в то время американских автомобилей, но, несмотря на это, машина выглядела своеобразно, чему в немалой степени способствовал тяжеловесный и несколько грубоватый характер пластики модели.

Первые два опытных образца автомобиля, получивших название ЗиС-101, были готовы в марте 1936 года. 29 апреля 1936 года автомобили, один выкрашенный в черный цвет, другой в вишневый, были представлены в Кремле Сталину и высшему руководству страны. Известно, что Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Микоян и другие весьма щепетильно изучали новый автомобиль, сравнивали с зарубежными моделями, высказывали свои соображения. Так, Сталин посоветовал соорудить за передним сиденьем разделительное стекло, кроме того, переставить в середину салона светильник, что был над задним сиденьем, а также заменить фигурку-талисман на капоте. Он предложил, чтобы эмблемой был развевающейся красный флаг со звездой. В целом вождь одобрил ЗиС-101.

Длина автомобиля с таким кузовом составляла 5647 мм, ширина – 1892 мм. Колесная база имела в длину 3605 мм, колея передних колес - 1500 мм, а радиус поворота достигал 7,7 метра. На ЗиС-101 устанавливался рядный восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель. Диаметр его цилиндра составлял 85 мм, а ход поршня – 127. Рабочий объем, таким образом, равнялся 5766 кубическим сантиметрам. При мощности 110 л.с. двигатель позволял разгоняться до 125 км/ч.

МНОГОЛИКИЙ "СТО ПЕРВЫЙ"
Серийный выпуск ЗиС-101 начался в уже ноябре 1936-го. Выпускали их по 4-5 штук в день, и с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 года было произведено 8752 автомобиля.

Несмотря на то, что автомобилей ЗиС хватало далеко не всем партийным советским и хозяйственным работникам, и многим приходилось ездить на простых "эмках", 55 автомобилей были переданы в 13-й московский таксопарк. Эксплуатировались такие такси и в других городах. К примеру, в 1939 г. в Минске насчитывалось три такси ЗиС-101. Такси-лимузины имели свои специальные стоянки в центре столицы – рядом с гостиницей "Москва", перед Большим театром, у метро "Площадь Свердлова". Проезд на ЗиСе стоил 1 рубль 40 копеек за километр, в то время как на такси-"эмке" только рубль. Кроме того, ЗиС-101 стал также и первой советской "маршруткой".

Были построены также опытные образцы ЗиС-101Б со ступенчатым багажником и рядом усовершенствований в шасси, а также ЗиС-103 с независимой подвеской передних колес. Однако реализовать эти замыслы не удалось из-за начавшейся войны. К этому моменту завод успел изготовить около 600 автомобилей ЗиС-101А.

ЗВЕЗДЫ СССР НА ЗИС
Кстати, ЗиС свободно продавались и населению! Стоили они 40 тысяч рублей или, соответственно, 118 "тогдашних" средних зарплат. Тем не менее ученые, писатели и артисты с удовольствием его покупали. Среди покупателей были Любовь Орлова, Алексей Толстой, Алексей Стаханов и другие знаменитости.

Кто же ездил на ЗиС-101 в Кирове, и какой организации принадлежала машина, остается только догадываться. Но уж явно это было не такси...

Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН


Опубликовано 11.03.2014

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить