Сегодня у нас в гостях учитель. Причем того самого предмета, о котором много говорить не принято, – труда или, как сейчас называют, технологии. Вроде бы занятие на фоне математики-физики второстепенное… Но при этом ученики нашего героя, используя полученные знания по точным дисциплинам, делают изобретения, побеждают на различного уровня олимпиадах, а впоследствии, научившись изобретать за партой, поступают в самые престижные технические вузы – создавать самолеты и ракеты...
Итак, знакомьтесь – Николай Конев, учитель технологии Кировского лицея № 21.
— Николай Васильевич, как началось Ваше знакомство с механическими средствами передвижения?
— Начал я в детстве с трехколесного велосипеда… И прошел все этапы: велосипеды "Школьник", "Салют", взрослый велосипед, потом велосипед с мотором, мопеды "Рига-7" и "Рига-12", затем были у меня мотоциклы "Восход" и ИЖ "Юпитер". А потом уже сел за руль "Жигулей". Хотя перед этим чуть не купил себе "Запорожец". Ну а дальше уже начались иномарки: Volkswagen Golf, Audi-80 и теперь вот Nissan Pathfinder-2. На первое "механическое" средство – велосипед с мотором – я сел в седьмом классе. Мы сами свои мопеды чинили, потому что ремонт был постоянный: полдня катаешься, полдня ремонтируешь. Собирались с ребятами, ездили на своей технике на рыбалку или до футбольного поля, или просто катались. Конечно, технику мы покупали не новую, потому что новый мотовелосипед, к примеру, в СССР в 70-е годы стоил 135 рублей – больше учительской месячной зарплаты. Находили старые, сто раз переделанные, на которых каталось уже не одно поколение. Держали их в деревянных сараях-дровяниках, и я не помню, чтобы что-то крали. На бензин нам денег дома практически не давали, но почти любой водитель мог пацанам слить 2-3 литра 76-го, ведь бензин тогда стоил 30 копеек за литр. Деньги нужны были на запчасти в основном…
Движение было тогда небольшое, никто в аварии практически не попадал. Делали «тюнинг», переделывали подножки, рули. Потом я и с "Восходом" своим так экспериментировал, сиденье задирал. А к ИЖу уже "повзрослел", ерундой такой не занимался.
— Как состоялся переход на машину?
— Поначалу слов даже не было от восторга, после мотоцикла. Как "белый человек", ездил в костюмчике. На своей первой "пятерке" проездил лет шесть. Она у меня была из Бельгии, реэкспорт, с "шестерочным" движком. Потом почти 10 лет ездил на "Гольфе-2". Очень нравилась мне эта машинка: раз в год ее ремонтируешь, и потом проблем не знаешь. За 10 лет я не помню, чтобы с "Гольфом" что-то серьезное в дороге случилось, чтобы я не мог до дома добраться. Техника была неприхотливая и надежная.
А потом семья стала побольше, и машину тоже пришлось побольше брать - Audi-80. О ней тоже хорошие воспоминания. Вообще, у меня всегда ко всем машинам было доброе отношение – я никогда их не пинал, не ругал. И они отвечали мне безотказной работой.
При этом почти мистика: когда я "Гольфа" своего надумал продавать, он начал у меня "капризничать", ломаться без причины. То шланг порвется, то колесо проколется… Видимо, автомобиль почувствовал, что дальше у него будет жизнь совсем другая. А купила его у меня женщина и буквально через 2-3 недели разбила. Так и продала "битышем". Дальше я его след потерял…
— А сейчас как, Nissan Pathfinder устраивает по всем позициям?
— Вполне, хотя машина и не новая уже. И в дальние поездки можно отправиться, и по бездорожью. Вот и нынче почти 5 тысяч километров на нем проехали в отпуске, по русскому северу. Никаких проблем и поломок не было. Машина комфортабельная, с кондиционером. Расход топлива, конечно, побольше по сравнению с другими машинами - в среднем по трассе 13,4 литра на100 км. И, соответственно, к каждому серьезному выезду необходима подготовка машины: чтобы слесари проверили подвеску, работу всех агрегатов и т.п. Так что на данный момент желания менять этот автомобиль на что-то другое нет…
— Николай Васильевич, давайте поговорим о Вашей профессии.
— Учителем труда я начал работать с 1982 года, хотя один раз уходил на завод. И могу сказать, как меняется отношение детей к такой дисциплине, как "Труд". Чем ученики старше, тем меньше у них интереса делать что-то руками, предпочитают компьютер.
— Лет 20 назад у многих учеников отцы были рабочими, токарями, фрезеровщиками, водителями… Эти профессии считались уважаемыми. Сейчас такой составляющей нет. От этого тоже упал интерес к ручному труду?
— Сейчас в 5-6 классе спрашиваешь – процентов 20 отвечают, что папы вообще нет. Таких ребят я стремлюсь заинтересовать, чтобы маме и бабушке руками помогали. А что касается профессии отцов – то чаще всего дети о ней даже не знают. Им часто это даже неинтересно…
— Что сейчас делают на "труде"?
— Предмет сегодня называется «технология». Мальчики изучают технический труд, девочки – обслуживающий. У меня уже пятиклассники начинают работать на деревообрабатывающих станках. Ситуация сегодня сильно изменилась: если раньше у каждой школы были предприятия–"шефы", и был общественно-полезный труд (заводы давали заказ, школа его выполняла и получала определенные дивиденды: оборудование или деньги какие-то небольшие), то сейчас этого нет. И все для "труда" школа добывает сама. А так как в магазинах нынче все есть, то продать предметы нашего труда практически невозможно. Да и цель у нас не прибыль получить, а научить…
— Какому уровню должен соответствовать современный учитель технологии?
— Сложно сказать. По этой специальности в бывшем "педе" уже не учат. Был там один ректор, который сказал: «Мне проще вас закрыть, чем покупать новое оборудование». И закрыли. Для девочек технологов там еще пытаются готовить, для мальчиков – нет. Учат те, кто еще остался в школах после лихих 90-х, мое поколение, наверное, последнее. Поэтому теперь технологию (это на станках-то!) преподают и учителя физкультуры, и учителя ОБЖ. Естественно, по "остаточному" принципу. Есть в Кирове даже один завхоз – учитель труда по совместительству. О районах я уж и не говорю. "Технологию" у мальчиков начинают преподавать женщины, которые этому не обучались…
— Расскажите о творческих достижениях Ваших учеников.
— Начиная с этого года, школьные медали потеряли свое значение, а при поступлении в вузы учитывается только результат ЕГЭ и… участие в олимпиадах. Если у ученика есть достижения на олимпиадах – ему выдается сертификат. Мой ученик, выпускник 21 лицея Григорий Бурков стал победителем Всероссийской Олимпиады по технологии и поступил в Балтийской Государственный университет им. Устинова на факультет "Ракетные комплексы и космонавтика". Причем для участия в Олимпиаде нужно пройти 4 этапа: изготовить какое-то изделие, составить дизайн-папку, провести тестирование (презентацию) и показать практическую работу изобретения. Победитель и призер городского этапа идет на региональный и так далее, до всероссийского этапа. Григорий на уроках труда создал поломоечную машину "Хлыновица", предназначенную в первую очередь для уборки школ: коридоров, спортзалов, больших помещений. До 1-го места по России ему не хватило каких-то двух баллов (набрал он больше 70 баллов). Получили мы 2-е место. Он сам рассчитывал все передаточные числа, применяя знания из физики и математики. Машина приводится в действие мускульной силой человека, есть влажный моющий барабан, на который автоматически подается вода, а перед ним щетки, которые крутятся в три раза быстрее, осуществляя сухую уборку – сметая мусор в специальный контейнер. Он сам выполнил все чертежи, освоив специальную компьютерную программу "Компас".
Были и другие интересные работы – например, Саша Ляпунов сделал светомузыкальный звонок для слабослышащих людей. Еще специальные антипробуксовочные бортовки для автомобиля, которые надеваются на колеса - придумал Костя Усцов, тоже победитель олимпиад, занял с этим приспособлением призовое место на областном уровне. Так что техническая работа на "труде" порой дает путевку в жизнь. И родители рады, и учитель доволен своей работой.
— Спасибо Вам, Николай Васильевич, и успешного учебного года!
Автор ЕВГЕНИЙ ПЯТУНИН
Опубликовано 16.10. 2013