• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

"Главное - не проспать всю жизнь на диване!"

Интервью

У нас в гостях персонаж не совсем обычный. Дело в том, что он уже хорошо известен читателю как первый главный редактор и бессменный автор газеты "Автокиров". При этом он не только пишет "Автоисторию", но и сам занимается реставрацией старинной авто- и мототехники. Но и это далеко не все грани жизни нашего гостя. Итак, знакомьтесь, Евгений Пятунин. Журналист, блогер, краевед, член исторического клуба "Летописец", президент вятского авторетроклуба. "И прочая, прочая"...


— Евгений Альбертович, как началось Ваше «соприкосновение» с техникой?
— Вообще-то с двигателем внутреннего сгорания я познакомился классе в пятом, благодаря дворовому приятелю Олегу Егорову, который, будучи ненамного старше меня, буквально фанател от этого дела. Тогда была зима, и после школы мы забирались в дровяник в подвале одного из домов на улице Маклина и устанавливали двигатель Д-5 на велосипед «Орленок». Так я впервые узнал о цилиндре, поршне, карбюраторе, сцеплении. К тому же с той поры почему-то очень понравился запах машинного масла, бензина и металла. Мы этим всем так пропитались, что нас не хотели пускать в филармонию на концерт. А на мотовелосипеде мы гоняли по двору в минус 25...

— А потом?
— Потом с техникой был большой перерыв... Вообще, я в школе считался «биологическим светилом», побеждал на всех олимпиадах. Решил себя этому посвятить. Поступил вначале в «мед», а в итоге окончил факультет охотоведения в Кирове. Там-то, кстати, и получил первые «права» - «без права работать по найму». Ну а из техники были (через 10 лет после «Орленка» с мотором) мотороллер «Электрон», мотоцикл «Восход», служебный «Урал» с коляской, первый автомобиль – «Запорожец». И целая линейка утилитарных авто для повседневного использования. Но для души всегда был один автомобиль, и появился он гораздо позднее...

— Мы правильно угадали - «Виллис»? Расскажите его историю.
— Ну тут не угадать невозможно – город с «Виллисом» уже знаком. А история... Вначале и «Виллиса»-то никакого не было. То есть я не могу сказать, что я «купил машину». Я ее собрал: по частям, по деталям.
Впрочем, была мечта. Не знаю, почему, но много лет из всех машин хотел именно «Виллис». (Может, в прошлой жизни я был каким-нибудь американским водилой во Вторую мировую.) А начав работать в автогазете, конкретно занялся поисками. Объехал почти всю область. Хотел уже утешиться «советским джипом» ГАЗ-67, но душа к нему не легла.
И вот в бывшем кировском таксопарке, в самом углу, под слоем листьев обнаружил отличную раму, мосты, капот и фрагменты кузова настоящего «Виллиса». Когда-то местные «кулибины» пытались делать из этого самодельный вездеход, но криво-косо все наварили и «сдулись». Выкупил я это имущество, привез в гараж. Оставался главный вопрос – двигатель. И вот в один визит в пригород я посмотрел у дедка кривой «трупик» «Виллиса» с двигателем ГАЗ-69, выгреб кучу ненужных хозяину запчастей и уже собрался уезжать, как черт меня дернул спросить: а двигатель где? «А вот он, на тракторе!» – и хозяин выкатил самопальный колесный аппарат, с коробкой, раздаткой и даже родным зеленым рулем. Состоялся торг, дед содрал с меня все это же самое, но от шестьдесятдевятки, плюс за «моральный ущерб». Вот тут дело пошло веселее, началась, можно сказать, шестилетняя реставрация, точнее, создание «Виллиса» с нуля. Я в одном лице стал филиалом детройского завода сороковых годов…
Это, вам сказать, была эпопея! Нерастворившаяся субстанция в редукторах скорее походила на асфальт, чем на мазут. От кузова остались пол и фрагменты передней части, с кошмарной прорезью вместо штатной ниши для мотора. Нашли в Интернете чертежи с родными очертаниям кузова, заказали борта… Выемки под топор-лопату пришлось делать с помощью ножниц, молотка и сварки, но после шпатлевки смотрятся практически родными.
В общем, через шесть лет получилась машина. Почти (на 90%) комплектная. Но и эти огрехи год от года устраняются. На парадах ретротехники многие «Виллис» видели...

— А другие авто? Мотоциклы?
— С ретроавтомобилями получилось, что я «однолюб». Пытался, конечно: приобрел «Москвич-400» 1949 года выпуска, хотел «Победу». Но просто уже не могу позволить себе роскоши в моем возрасте потратить еще 5-6 лет жизни на реставрацию. Тем более отлично представляю, чем это чревато, и учитывая, что за последние годы стоимость услуг квалифицированных (а не абы каких) токарей, слесарей и механиков выросла в разы!
Нет уж, не вдохновлюсь... «Москвич» продал другому коллекционеру. Насчет «Победы» ограничился набором «паркворк» в масштабе 1 к 8, покупаю вот сейчас выпуски на 300 рублей в неделю, и так полтора года.
Да и мотоциклы надо собирать. На ходу пока легендарный М-72 с коляской (знаком кировчанам по парадам 9 мая). Остальные, как говорят, «в процессе». Летом – обещаю! – закончу BMW R-35.
Не так давно я записался в интернет-клуб «Дырчик», где общаются любители советских мопедов. Какие увлеченные люди! Великолепно реставрируют свои раритеты. Вот тоже займусь и закончу свою «Ригу-1» и пару других мопедов. Для истории...

— Но ведь, насколько известно, Вы увлекаетесь не только авто и мото, но и радиотехникой?
— Немножко есть. Понимаете, машины-мотоциклы - это дело в общем-то сезонное. В гараже ты все равно работаешь в основном в теплый период. А так как работа связана с сидением у компьютера, то всегда хочется что-нибудь поделать руками.
Я считаю, нельзя бездарно убивать время, валяясь на диване и ежедневно маясь от скуки. А так как я люблю историю, то всегда стараюсь олицетворять ее с какими-то артефактами ушедших эпох. С той же радиотехникой. Например, приемники или катушечные магнитофоны – это огромный пласт воспоминаний для многих людей. А для меня зимой весьма приятное занятие: вечерком, под хорошую музычку, поработать головой и руками, восстановить какой-нибудь хороший ламповый радиоприемник 50-60-х годов. Внешний вид, разумеется, шпон, лаковое покрытие, радиоткань, пластик. Электронику мне один дед из спецов делает, я сам в этом деле не очень. Разве что простые поломки. Вот так, лет за пять и собралась коллекция советских катушечных магнитофонов – как страничка истории нашей жизни. Кстати, только что закончилась выставка в музее Грина, люди ходили, смотрели с удовольствием...

— А можно сделать так, чтобы в нашем городе все это можно было видеть постоянно? Ведь во многих российских городах уже открываются музеи «артефактов ХХ века».
— Действительно, есть у меня такая идея – создать в городе постоянно действующий технический музей. Есть пример моего приятеля орнитолога Сотникова – он подарил городу коллекцию птиц, и под него открыли целый орнитологический музей. А тут у нас у коллекционеров машины и мотоциклы в городе всю зиму бесцельно по гаражам стоят - там крыша протекает, тут воруют. А представьте, когда 30 ретромашин в одном сухом, теплом и охраняемом месте? И столько же мотоциклов. Плюс военка, то же фото, радио, кинокамеры из частных коллекций, другая техника.
Я понимаю, Грин, Салтыков-Щедрин, Васнецов – наши столпы. Но вы подумайте, куда все отцы своих чад потащат? Показать, какой у него мотоцикл-мопед был в детстве, да и самому к своей юности приобщиться. Детей автобусами из районов в каникулы в Киров возят. Спросите – им это интересно? Да побегут в технический музей, обгоняя ветер! Фотографироваться на фоне. Проверено – в Петербурге уже ряд таких музеев, пылью не покрылись. Даже в Подольске подмосковном не так давно открылся, при поддержке властей.
Так что вот юбилей отпразднуем и займемся потихонечку претворением мечты в жизнь. Губернатор наш нацелился органный зал в Кирове открыть, динозавров еще китайских в Котельниче выставили. Так вот думаю, идея с техническим музеем ничуть не хуже. А по мне, так даже и лучше...

— Спасибо! Остается пожелать Вам удачи во всех начинаниях.

Автор ЛЮБОВЬ РУМЯНЦЕВА


Опубликовано 29.05.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить