• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

Зима лету не товарищ

Интервью

 

На лекции студенты-журналисты задали мне вопрос: "Как рождаются Ваши монологи для "Автокирова"? Не знаю, понятно ли ответила: "Это как снежный ком: снежок, колобок, шар и вот уже огромный лохматый ком, что сдержать невозможно. Дорожные эмоции накапливаются, нарастают, громоздятся, и, как последний снежный ошметок, случается эпизод, переполняющий некую чашу терпения и приводящий к состоянию, близкому классическому "не могу молчать"…

По сути так и было с монологом начинающей автомобилистки в прошлом году, когда эхом, вызвавшем "лавину", послужило экстремальное преодоление весной 100 м самодельного пути и с его, монологом, продолжением после "бегства" от горящей "Фабрики". Монолог "второгодника" не мог не появиться после катастрофы доверия к досточтимому сервису. Возникшее же ныне продолжение "второзимья" -следствие утренней ситуации, банальной до бездарности, и тем не менее переполнившей не просто чашу – море терпения.

…Путь утром на работу, уж простите за тавтологию, отработанный. Если по карте, то маршрут немудреный: улицы Сурикова – Воровского – Горького – Маклина – Октябрьский проспект – Спасская. Если по жизни, то с "суриковского" двора надо выбраться на перекресток с улицей Некрасова по кем-то наспех и вразнобой пару десятков лет назад кинутым бетонным плитам с кое-где торчащей железной арматурой, весной превращающимися в покрытое сверху жидкое месиво глины и отчего-то возникающие бездонные канавы, а зимой - в ледяные кочковатые надолбы. Облегченно вздохнуть: "Преодолено, живы!" и вверх по горке, что у Дворца пионеров, к нерегулируемому перекрестку с улицей Калинина с ее норовящими с обеих сторон выскочить застоявшимися машинами. Далее до Воровского последуют выезды из дворов – места бесконечных аварий.

На Воровского не зевай, жми и поглядывай: левая полоса чревата вдруг в последний момент включающимися левыми габаритами впереди идущих машин то у бывшего Дома кино, то у бывшего "Рассвета". Оптимальна средняя полоса, но при имперских замашках общественного транспорта, с остановок выруливающего не на свою правую полосу, а сразу на середину, - полагаться на нее особо не стоит. К тому же перекресток с Чапаева чреват выезжающими и въезжающими на нее, кому не позавидуешь, особенно тем, кто из второстепенных стремится стать главными. Если еще принять во внимание "виртуозов" быстрой езды, не просто снующих из ряд в ряд, а запросто шныряющих по всей дороге, то короткий отрезок по Горького до Маклина покажется островком упорядоченности (а, может, и порядочности). Маклина узка и неприспособленна для движения, как и большинство вятских улиц, да еще отягощена транспортом обитателей сельхозакадемии, но терпима. Октябрьский проспект, как государство в государстве со своими собственными законами и правилами, больше напоминает игрища несостоявшихся в прежней жизни гонщиков, нежели уважительное сообщество современных горожан. Их амбиции подрезает улица Спасская, где наперегонки не поедешь, и движение приобретает вполне цивилизованный вид до улицы Ленина, а мне дальше и не надо. Ставлю "шкодинку" на прикол, говорю ей "спасибо", что вынесла меня из всех заварух, предупреждаю, когда и куда в течение дня поедем заново и отправляюсь за рабочий стол.

Но совсем в недавнее утро все пошло не по описанному сценарию. Именно в том, вышеупомянутом мною месте, где всегда бывают аварии, и где всегда недоумеваю: "Ну как же так, почему не смотрят-то по сторонам?!", на улице моего выдающегося земляка, замечательного художника Василия Сурикова (согласитесь, его "Взятие снежного городка" гениально!), после пересечения с улицей Калинина,  выезжает слева со двора забористое длинноносое авто, водитель коего сморит только в сторону полосы ближайшего к нему движения со стороны улицы Воровского. То, что по "встречке" тоже могут двигаться машины ему, похоже, даже в голову не приходит. По крайней мере ни единым членом он не шевельнул и обратил свой взор на меня только после прозвучавших тормозных звуков (это когда я приучу себя бибикать, а не орать богатым русским языком, который в принципе по зиме никому, кроме меня самой, невозможно услышать?). Благо, что настырно повторяемая мне мужем цитата "думай за дураков" из книжек журналиста, испытателя авто Юрия Гейко давно возымела свое действие, и я уже по привычке всегда замедляю ход перед любым нерегулируемым перекрестком и всеми сомнительными выездами из дворов… Как в замедленной съемке со съежившимся сердцем наблюдаю сей процесс: грязная длинноносая морда его капота останавливается буквально в десяти сантиметрах от моего блестящего, накануне свежевымытого и навощенного бока… В общем весь оставшийся день меня преследовали воспоминания о, слава Богу, не свершившейся аварии, и уже в который раз я вспоминала видеоролик екатеринбургской ГИБДД (посмотрите, есть в инете) об ангеле-хранителе каждого авто. Правда, и он там в конце концов устал противостоять настойчивому желанию автовладельца "быть спереди".

С одной стороны, я понимаю владельцев мощных, сильных авто - скорость они набирают мгновенно, сил хоть отбавляй, а простора нет, "тпру" и "ну" бесконечные в городе. Конечно, их городская судьба незавидна. Но зачем эти "бронетранспортерские" замашки излишне демонстрировать? Ведь ныне этой тьме блескучей, как затрапезным троллейбусам, писаные правила на дороге не писаны. Не глядя из левого ряда в правый и также обратно – легко (все равно ведь другие пропустят), двойным потоком на левом повороте – не вопрос, по встречке – эко лихо, а уж если кто из этой когорты выпустил тебя с парковки, да ты вскоре притормозил на мигающем зеленом, то бишь, повел себя не "по-бронетранспортерски" - осуждение тебе осязаемое!.. Порой возникает крамольная мысль: если это движущееся денежное вложение – единственное, что свидетельствует о жизненных достижениях, то весь пафос имеет место быть до той поры, пока хозяин внутри салона… Правда, иногда они (хозяин с пафосом) выходят оттуда вместе.

…Зима нынче, как известно, зело коварна. Твердо слежавшийся снег вдруг покрывается едва не полуметровым снежным покровом, а назавтра грязное мокрое месиво превращается в гололед, грозящий к вечеру снова покрыться слоем мокрого тяжелого обманчивого наста. Вот и получилось, что, свернув на свое дворовое пространство, где каждый знает "застолбленное" место, и намереваясь развернуться для утреннего удобного выезда, застряла намертво из-за вдруг просевшего под машиной снега. Ну ни вперед – ни назад, хоть плачь. Понимаю, реально одной не справиться. Звоню мужу. Ответ неутешительный: будет дома минимум через час. А у меня "полжопки" на проезжей части. Стоять с флажками пионерскими что ли сторожить?! Смотрю, дядечка пожилой на внедорожнике внедалеке же паркуется. Фары выключил, любовно машинку расцеловал, вокруг нее пару раз обошел и, намеренно меня не замечая, равнодушно мило обходя мою болезную, к себе домой на покой отправляется. Я к нему! С лопатой, за которой уже успела сбегать домой на лоджию, и от которой он шарахнулся как от смертной косы. Говорю: трижды уж копала, трижды заводила машину – ноль, ни на сантиметр ни сдвинулась, ни туда – ни сюда. "Ну где же сердце выдержит бросить свою девочку в беде? Уж помогите! Может, чего под колесо положить надо?"

— Так ничего, окапывать надо.

Себе думаю: "Без тебя знаю, но силенок-то хиловато". Ну надо отдать должное, покопал.

— Давай вперед.

— Не получается. Давайте назад попробуем. Может, грубая мужская сила поможет, а? Подтолкните!

Приналег, подтолкнул, выехала. Ну вот, а не хотел… Но на самом интересном месте оглянулась – его нет. Так джип его, что справа припаркован, не могу миновать – сносит на него же. Взяла влево – снова забуксовала. Окончательно приуныла. Однако смотрю, то ли на счастье, то ли в Красную армию еще один внедорожник пилит (им-то чего, для них мокрый снег так, погулять сходить…)

Остановился, ждет, когда ему дорогу освобожу. Заглушила мотор. Вышла. В свете фар руками развела. Не судьба, типа, тебе, мужик, на свое место проехать. Кое-как вылез из кабины. Классика жанра: пузатый, грозный, навороченный.

— Че не видишь, колеса надо на 15 градусов прямо повернуть?!

— Сейчас отсюда, дяденька, вижу. Простите, ума не хватило. Уж как-нибудь поруководите мной.

— Давай руль прямо. Назад. И вперед – тихо, без газа. Газанешь – снесет и на него, и на меня. Медленно! Поняла?!

— Поняла.

Я на цыпочках мимо них прокралась. А напоследок таки поморгала ему "спасибо»"и газанула.

…Нет, господа, что ни говорите, а второй год хуже прошлогоднего! За всю свою недолгую автомобильную жизнь столько ни буксовала, сколько по "второзимью". У нас большая часть двора ни разу за зиму не чистилась! Сосед пытался звонить найти управу, но ничего, кроме сердечных капель, не обрел. Оказалось, что у нас едва ли не три хозяина поделенной территории, и только один из них добросовестный. Потому элементарно: выезжаешь с парковки, чуть сдал назад и привет - днищем садишься на снег. Когда тебя весело выталкивает, похоже, возвращающаяся с ночной пирушки молодая компания, когда – сердобольные собратья по несчастью...

За ужином говорю мужу:

— Скоро меня будут знать все мужчины нашего двора.

— Что?!

— Так, когда мне надо, тебя дома нет.

— !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Анекдот, чесслово… Однако все было бы смешно, если б не было так грустно. Девяносто процентов сложных ситуаций на дорогах устраивает не стихия, а люди.

…Есть у нас на небольшом подъемчике выезда со двора узкая горловина, где может проехать только одна машина, и, естественно, всегда пропускает тот, кто направляется вниз, так легче разъехаться. Лихой мужичошка, практически выехав на запредельную территорию, все-таки остановился, ждет: типа, я же пропускаю – проезжай. По габаритам машины - да, прохожу, но, учитывая гололед и колдобины, легко могу юзануть, и будем мы уже оба стоять в "дружеских объятиях". Показываю рукой: сдай назад, не нагнетай ситуацию, давай спокойно разъедемся. Ну да, сейчас, буду бабам-дурам за рулем подчиняться – читаю по выразительной мимике его лица. Ничего не остается, как начинать самой сдавать назад. Не стоит его "мужское достоинство" ненужного риска. Ну наказание же мое, этот задний ход! Головой угорело мотаю во все зеркала, руль оглашенно верчу по ходу, ориентацию в пространстве теряю мгновенно. Вот ведь странность: паркуюсь у бордюров, заборов задним ходом тесно до миллиметра, а по прямой проехать назад пару-тройку метров – мука неизбывная! Короче, дорогу джентльмену я освободила, а сама съехала с бетонных плит задним правым колесом в сугроб. Хорошо так съехала, серьезно. Если б не гололед – передние колеса бы справились, а тут как по маслу прокручиваются. Нервничаю. Через полчаса надо быть на важном мероприятии, а я тут "приехала"… Пару машин остановила. Бесполезно. Один торопится, второй предлагает ГАЗель вызывать и на тросе выезжать.

Старичок с пятилитровой бадьюшкой воды и батоном хлеба, идя от впереди стоящих киосков, участливо так обращается ко мне: «Никто не хочет помогать? Ща, мы и без них справимся! Ты чуть назад еще сдай, и я тебя подтолкну». Бросает бадьюшку с батоном в сугроб и встает наизготовку. Не знаю, то ли его участие в моей судьбинушке, то ли самой неловко стало от своей беспомощности, то ли "Шкодинка" моя собралась с силами, но не пришлось старичку "толкотней" заниматься. Чуть сдала, руль до упора влево, вперед и – выехала. Остановилась. Руки к сердцу, "спасибо-спасибо-спасибо!" не менее счастливому старичку.

И таких историй, случающихся по небрежению одних водителей к другим – вагон и маленькая тележка! Была и свидетелем, и «потерпевшей», когда кто–то, поставив свою машину на месте разворота для удобного выезда других машин, заставил всех корячиться на участке очень интенсивного движения. Другой "герой" вынудил череду следующих за ним машин стоять и ждать, пока он не спеша выйдет из салона, откроет багажник, достанет пакет с мусором, дойдет с ним до мусорного бака, выкинет, так же не спеша вернется и наконец-то соизволит продолжить путь.

Есть еще один, не менее муторный въезд в наш двор - с улицы Щорса, тоже ознаменованный эпизодом трагикомическим. Увы, но и там присутствует якобы дорога, с первого снега нечищенная, а потому с двумя глубокими колеями, в коих тебя от бортика к бортику болтает. Венчает ее небольшая, но крутоватенькая горка, на верхушке которой машина, идущая вниз, естественно, уступает дорогу той, что идет на скорости снизу. Однако не уступила мне леди, отъехавшая от элитного жилкомплекса «Подкова». Если б заснять, так явное видео для "Дорожных войн". Стоят на горке две машины друг против друга, хозяйки машут друг другу руками, и обе ни с места. Соперница моя крутит пальцем у виска и выразительно стучит костяшками пальцев по приборной панели. Включает аварийку и всем своим видом показывает, что с места она не тронется. В какой-то момент я вижу нас со стороны, и меня разбирает хохот: раньше бабы у колодца с ведрами скандалили, а теперь, сидя в машинах, горку поделить не могут! Тоже включаю аварийку, выхожу из машины вести переговоры. Рта не успеваю открыть, на меня атака:

— Ты чо, не видела, что я на дорогу выезжаю?! Где твое водительское уважение?

— Не горячитесь. Вы ведь не правы. Правила на моей стороне: это Вы выезжали на дорогу, значит, должны были меня пропустить. Это я иду на подъем, а Вы на спуск, значит, преимущество мое. Тем более видите же: горка нехорошая для таких легких машин, как моя…

— Да ездила я в свое время на таких машинах! Какая тут гора, че ты заливаешь мне!

Чем дальше – тем больше ярится бабенка, уж и про сколько лет она в этом дворе прожила, а такой, как я не видела, и про многое другое вспомнила… Чую, надо белый флаг выбрасывать, а то домой не попаду.

— Солнышко мое, ну что Вам стоит отъехать на пару метров назад и в сторону, ведь никакого труда?! Уж давайте народ смешить не будем, а?

Отъехала. Пропустила. Не приведи Господь с ней заново встретиться!

Впрочем, большинство пешеходов поступают не менее "дружелюбно". Хоть колонна машин иди, но один человек нажмет кнопку светофора, для него одного загорится зеленый свет, а десяток будут спешно тормозить, стоять и ждать, пока он важно прошествует. Еще хуже на "безсветофорных" пешеходных переходах. Череду по одиночке ступающих на проезжую часть "людев"  иногда переждать просто сил не хватает. Ну соберитесь пять-десять человек и тогда переходите! А уж картина, когда человек, даже не глядя по сторонам, ступает на дорогу (он же знает, правила дорожного движения на его стороне - ступил на проезжую часть, и он уже прав), просто повсеместна. Ведь нетрудно же догадаться, что при внезапности его появления остановить железную махину за считанные секунды да еще с расчетом тормозного пути куда сложнее, чем подумать, куда несут тебя ноги. Но – обычное дело: с мобильным и прогулочным шагом. Потому, кстати, водителя, оказавшегося в роли пешехода, узнать легко: он старается быстрее перейти дорогу, не задерживая автомобильный поток.

И дело тут, думается, не в какой-то извечной нелюбви водителей и пешеходов. Это следствие куда более глобального процесса разделения общества на группы, группочки, по-чиновничьи - "слои населения", углубления пропасти непонимания между людьми, что с каждым годом только увеличивается. Ну вот, скажите, это нормально что ли: писать доносы на соседей? А в нашем городе доносчикам платят. Сфотографируй авто досадившего тебе соседа, поставленного абы как на ночь, только бы не зависнуть в воздухе при переполненном дворе, пришли сие фото с фамилией автора и фамилией соседа – того оштрафуют, а автору премию дадут. Я недавно приехала к своему парикмахеру, поставила машину, но не заметила, что задним колесом задеваю край протоптанной жильцами дома дорожки. Подошла бабулька, долго изучала мой номер, видимо, пытаясь его запомнить. Говорю ей:

— Я мешаю? Отъехать?

— Понакупали себе машин, всю Россию разворовали!..

Ну, думаю, это называется "топить космос". Оставила ее заниматься любимым делом. Мастер парикмахерского искусства ничуть моему рассказу не удивился, в ответ поведал, что уже в школах дети шантажируют друг друга, вымогая деньги. Отдаст жертва деньги – не скажут о его проступке учителю. Не отдаст – "настучат"…

 Не хочется на грустном заканчивать "второзимье". Греет мечта о лете, солнышке, зелени, просторах… В середине зимы муж, выключая телевизор, говорил:

— Оль, завтра на улице минус 25!

— Ой, у меня бензина меньше, чем полбака. Заведусь ли?

— Ты сама-то себя слышишь? Можешь себе представить такой диалог еще год назад?

Нет, не могла. Восприятие действительности стало совершенно иным, не тем, по крайней мере, что было до "шкодной" эры. У меня теперь и набор "духов" в дамской сумочке иной: "антизамерзайка", силиконовая смазка, спрей для замков… Представляю, с каким удовольствием я выброшу все это барахло, когда настанет лето!

Автор ОЛЬГА БАКИНА


Опубликовано 22.04.2014 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить