• История автозвука


      Сегодня играющей в автомобиле музыкой никого не удивишь. Машины оснащают ...
  • В новом качестве

      Когда в семье ощутимо подросло "очередное пополнение", начал задуматься ...
  • То, что нужно!

      Практически все современные автовладельцы не представляют свой автомобил ...
  • Новые требования закона

      Обращаем внимание, что 15 ноября 2014 года вступили в силу требования Фе ...

По лужам и грязи...

Автоликбез

Давно это было, очень давно. До Юрьи асфальтовой трассы тогда еще не существовало, ездили по грунтовке. И если дождик зарядит надолго, если пройдет по дороге пара-тройка грузовиков или трактор – все, на легковушке лучше не соваться...


Отца выручало, что у него был «горбатый» «Запорожец» - машинка маленькая, легкая. Когда мы увязали намертво, на выручку приходили солдаты с нередко проезжавших здесь армейских вездеходов: служивые без особых усилий поднимали нашу колымагу и переносили ее на сухое место. Вот так, где на колесах, а где на руках, мы и добирались до райцентра.
Нынче, конечно, дороги получше, чем были тридцать-сорок лет назад. Но и сейчас любой профессиональный водитель или любитель дальних поездок заметит, что в Вятке дороги одни из самых плохих в России. Асфальт – колдобина на колдобине, до многих населенных мест можно добраться только в сухую погоду. А если с погодой не повезло, как же преодолевать грязь и лужи, речки и ручейки?
Давний мой знакомый, председатель правления Кировского областного общества охотников и рыболовов Евгений Братухин за свою жизнь по проселкам и по грунтовкам поколесил немало. Добираясь до охотничьих угодий, «изъездил» много газиков и «Нив». Вот несколько советов этого опытного человека.
— В пути может случиться всякое, поэтому обязательно положите в багажник лопату (штыковую, заточенную, с гладким черенком из хорошо просушенной березы), топор (тяжелый, с длинной ручкой – порой приходится рубить сучья прямо под машиной) и буксировочный трос (желательно капроновый, витой – при буксировке он не дает ни рывков, ни толчков; напротив, веревочный часто не выдерживает – рвется, а металлическим можно деформировать раму). Не помешает также домкрат (хотя в лесу порой от него мало прока), дощечка-подставка под него, с десяток скоб или моток алюминиевой проволоки (можно положить в багажник и иную, но непременно гибкую),  сапоги (лучше болотные), рабочий халат (телогрейка, комбинезон, штормовка…).
В непогоду самая коварная дорога – глинистая. Даже крайне осторожный водитель при самых «пионерских» условиях в любую минуту может сесть на мосты. Глину к тому же, в отличие от песка, трудно копать. Поэтому помните золотое правило: не зная броду, не суйся в воду! Если перед вами большая лужа или глинистое месиво, остановитесь, прощупайте палкой или лопатой. Порой страшное на вид препятствие оказывается не таким уж непреодолимым. В опасных местах часто можно обнаружить наезженную объездную дорожку – лучше двигаться по ней.
Не забывайте, что передний мост или пониженную передачу нужно включать перед препятствием. Вспоминать о них, когда вы уже влипли, бессмысленно – все ваши усилия будут, как мертвому припарка.
Если перед вами глубокая колея и есть вероятность сесть на мост, предварительно уложите в нее (сначала вдоль, а потом поперек) ивняк длиной метр-полтора, а потом постарайтесь пройти этот участок с разгона. Когда приходится преодолевать небольшие ручьи, делается лежневка: рубят молодые березки или осинки, деревья на ширину колеса скрепляют скобами или стягивают проволокой, сверху укладывают ивняк и ветки ели.  
Незаменимый помощник – лебедка. Зацепился за любой  корень, за любое дерево – и потихоньку вперед. И ничего при этом копать или рубить не надо. Иные умельцы ставят на передние колеса так называемые самовытаскиватели – длинные втулки с бортиками, крепящиеся на колесе гайками, и берут в дорогу трос и лом. Если застрянут в чистом поле, забивают в землю лом, через него перекидывают трос и закрепляют его концы на втулках. При движении трос наматывается на втулки и вытягивает машину из плена.
Домкрат в грязи и луже часто бесполезен. Если нет лебедки, можно срубить березу длиной семь-восемь метров, в комле сантиметров десять, заточить конец, чтобы легче было завести под ступицу. Поперек кладется еще полено. Вывесив машину этим рычагом, для создания твердой опоры под колеса подсовывают палки, сучья. Лучший материал – ветки, срубленные с большой ели. А вот березу подкладывать не рекомендуется – колесо моментально сдирает кору и продолжает скользить.
Очень внимательно нужно быть при преодолении брода или речушки. Помните, что спуститься к воде просто, а вот выбраться на противоположный берег намного сложнее. Поэтому нужно не только обследовать дно водоема, но и найти пологий выход с надежным песчаным грунтом. Не забывайте, что илистые берега и песчаные плавуны очень коварны. Ну а глубина должна быть такая, чтобы лопасти вентилятора не задевали воду. В противном случае забрызгает и свечи, и катушку зажигания, следовательно, неминуема остановка.
Впрочем, как бы ни была трудна дорога, не теряйте самообладания. Это главное!

Автор СЕРГЕЙ СВЯТКИ


Опубликовано 29.05.2013

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить